Екатерина Гусева: "Мне крайне сложно представить, как можно отказаться от ребенка ради любви к мужчине"
Впервые роман "Анна Каренина" я прочла еще в школе, и чувства мои были сложными. Главная героиня казалась плохой, больной, просто сумасшедшей!.. Я не понимала ее абсолютно, и как все непонятное, она меня пугала.
— Катя, 2016-й можно назвать годом Карениной. Два фильма — Карена Шахназарова и Юрия Грымова, в октябре вышел мюзикл в Театре оперетты, где вы играете главную роль. Анна Аркадьевна просто все творческое пространство собой заполонила!
— С героинями в русской литературе, как говорится, сложновато. Для мужчин ролей предостаточно, актрисы же в выборе ярких женских образов ограничены. Да еще и все в основном несчастные — Анна Каренина, Настасья Филипповна, Катерина Измайлова, Лариса Огудалова!.. У мужа был юбилей, пятьдесят лет исполнялось, я готовила для него небольшой концерт. Пела. И с ужасом обнаружила, как мало песен о счастливой любви! Их, скажу я вам, практически нет. У Пугачевой нашла одну — «Любовь, похожая на сон», и то «...вопреки законам сна / Пускай не кончится она». Но ведь любой сон конечен! За исключением летаргического, наверное. Это что же получается... И любовь конечна? В общем, куда ни загляни — в литературу, музыку, поэзию, — все яркие женщины плохо заканчивали. Возможно, это имеет отношение к загадочной русской душе. Трагедии, страдания — исключительно наше, да. Нести свой крест, претерпеть — думаю, это в нас еще и от православия.
Не могу сказать: слабая она или сильная? В ней слишком мало рационального, а чувственности сверх меры, ее засосало в ураган страстей как в воронку
— Анна — вечный магнит и для зарубежных режиссеров, драматургов, актрис... Из недавнего — потрясающая работа Киры Найтли. Кстати, не боитесь сравнений?
— В Карениной есть все, что хотелось бы прожить на сцене или экране любой актрисе, — любовь, страсть, счастье, боль разочарования, разрыв, болезнь, одиночество, смерть наконец. Конечно, сравнивают и будут сравнивать. Но если бояться, можно так никогда и не сыграть большие роли.
Достаточно представить, как непросто было искать образ Екатерины Великой после блистательной работы Светланы Крючковой в фильме «Царская охота»! Когда мы начали репетировать мюзикл «Граф Орлов», я вообще не понимала, как подступиться к своей героине. Задача казалась невозможной. Думала: надо укрупняться — и притащила поролоновую толщинку из Театра имени Моссовета, где я в ней играю Стеллу, женщину-шар. Режиссер мюзикла Алина Чевик и художник Вячеслав Окунев отмели ее решительно.
Примеры у меня перед глазами были не каренинские. Я из тех, кто может сказать: я росла в счастливой семье! Сама вышла замуж двадцать лет назад!
«Тогда, — предложила, — давайте пойду в вертикаль!» — и мне придумали обувь на высоченной платформе и прическу просто как у мамы Симпсонов, плюс корона Российской империи. В прямом смысле смотрела на всех свысока. Но рост не оказался ключиком к роли. В конце концов я поняла, что решать ее надо только на энергетическом уровне. Екатерина — мужик в юбке.
А Анна Каренина — мотылек. Хрупкая, на нее дунешь — ей больно. Хочется никого не играть, не изображать — идти от себя. У меня вообще с этой героиней долгая история. Впервые роман Толстого «Анна Каренина» я прочла, как и многие, еще в школе, и чувства мои были сложными. Главная героиня казалась плохой, больной, просто сумасшедшей!.. Я не понимала ее абсолютно, и как все непонятное, она меня пугала. Непостижимая. В Щукинском училище, когда делали отрывки из классики, я не могла найти с ней ни одной точки соприкосновения. Обычно же все считают: «Ах, Анна Каренина! Одна из величайших женских ролей!» А я играла Бедную Лизу, Наташу Ростову... До Анны Карениной мне надо было еще дорасти — встретить любовь, стать матерью. Другими словами, всему свое время, как бы избито это ни звучало.
В Театре оперетты история Карениной возникла самым логичным образом: завершался третий сезон мюзикла «Граф Орлов» и творческая команда, которая его делала, задумалась о дальнейших планах. После мюзиклов «Монте-Кристо» и «Граф Орлов» женское название и что-то «на героиню» просто просилось. И вероятно первое, что приходит на ум, — «Анна Каренина». И меня пригласили! Только не на роль, а на кастинг. Впрочем, я привыкла. Это вечная актерская история: позовут — не позовут... Я показалась и ответа ждала три месяца.
— То есть вы приняли Анну?
— Со временем отношение к Анне Карениной изменилось. Ее сложно ненавидеть. Подозреваю, что любой мужчина не отказался бы испытать на себе любовь такой женщины. И в нашем мюзикле Анна — сама любовь! И в то же время она — ребус. Женщина нереальная. Пытаться искать жизненные примеры, наблюдать их — дело безнадежное. Каренину придумал Лев Николаевич, собрал из множества женских пороков и добродетелей. Ведь на протяжении всего романа Толстой и любит Анну, и жалеет, и презирает, и ненавидит, и не знает, что с ней делать...
И эта женщина отдает ребенка няне, запахивает ворот пальто и убегает к мужичку, который остался спать там, на скомканных простынях. Выбор сделан.. .