Камерное искусство: как сервис облачного наблюдения сумел выйти в США
Чтобы вывести Ivideon в лидеры на российском рынке и закрепиться за рубежом, основатели сервиса продали личные квартиры, убедили в своей незаменимости Samsung и Philips, а затем два года судились в Америке по троллинговому иску

«Сфера безопасности очень консервативная, и в ней до сих пор распространено мнение, что интернет — это зло, а облачный сервис ведет к потере приватной информации. Трудно объяснить, что тот уровень безопасности, который предлагаем мы, на порядок круче, чем у традиционных систем, к которым может подключиться любой айтишник», — говорит Андрей Юдников, сооснователь сервиса видеонаблюдения Ivideon. В 2010 году он вместе с программистом Владимиром Еремеевым cоздал сервис, который предлагал альтернативу существовавшим тогда системам наблюдения — хранил видеозаписи не на собственных серверах компаний-клиентов, а в облаке. Сервис опередил свое время: он позволял клиенту присматривать за квартирой или офисом, когда тот грел живот на любом пляже мира, где есть интернет. Однако корпорации, которые пытались заинтересовать основатели Ivideon, не верили в безопасность удаленного хранения их данных. Тогда Еремеев и Юдников решили обратиться к малым и средним компаниям — сервис позволял им сэкономить на дорогом оборудовании. Это позволило Ivideon стать одним из лидеров облачного видеонаблюдения в России и выйти за рубеж.
Голова в облаках
В 2003 году выпускника факультета робототехники МГТУ им. Баумана Владимира Еремеева пригласили разрабатывать софт для систем видеонаблюдения в компанию, обеспечивавшую безопасность крупных объектов. Ее решения применялись, например, в «Роснефти» и столичном Историческом музее. Молодой программист занимался разработкой программ, которые могли бы самостоятельно посылать уведомления с фото объектов на смартфоны (тогда на рынке только появились Nokia 6600 на Symbian S60 и Siemens SX1). Но передавать по мобильным сетям того времени видеосигнал оказалось слишком сложной задачей. Проект закрыли, а Еремеев потерял работу.
Получив ценный опыт в одном из проектов Кремниевой долины, Еремеев задумался над собственным сервисом, который позволял бы просматривать изображения с видеокамер на мобильном устройстве, будь то ноутбук или мобильный телефон. В доайфонную эпоху идея казалась безумной. Однако всего за год, к 2008-му, Еремеев разработал первую версию серверного ПО для подобной системы. Он долго не мог найти инвесторов, пока в декабре следующего года друзья не познакомили его с главой департамента продаж банка «Держава» Андреем Юдниковым. «Я понимал: видеонаблюдение через интернет — это технология, которая однозначно изменит отрасль. И весь вопрос тут в том, кто окажется первым на этом рынке», — говорит Юдников.
Партнеры зарегистрировали компанию и даже нашли инвестора из банковской среды. «Он сказал нам: ребята, начинайте, а я подтянусь, — вспоминает Юдников. — Мы с Володькой ушли с работы, наняли пять сотрудников, сняли офис в центре Москвы, установили оборудование...» В расчете на скорое участие инвестора партнеры делали все это на банковский кредит, но через четыре месяца выяснилось, что у инвестора начались проблемы с собственным бизнесом и денег он не даст.
В начале 2010 года у партнеров было около $1,5 млн долгов и они продолжали расти. Чтобы вовремя выплачивать деньги банку, Юдников продал свою машину, а затем и квартиру в Калининграде. Затем Еремеев продал квартиру в Подмосковье. К сентябрю партнерам удалось вернуть долги. Получилось и найти новых инвесторов: ими стали сооснователь сервиса фотопечати через интернет NetPrint Андрей Фатахов и член совета директоров банка «Держава» Сергей Бакулин, вложившие в компанию $3 млн.

Видео невидимо
Основатели опять начали с нуля. Бюджет экономили: и себе, и нескольким разработчикам платили по 50–60 тыс. руб. в месяц. «И участники рынка видеонаблюдения, и потенциальные инвесторы говорили, что наша идея — безумная глупость», — вспоминает Юдников. Скепсиса добавляла неправильно выбранная аудитория: основатели Ivideon хотели заинтересовать своим сервисом основных потребителей классических систем видеонаблюдения, например банки и охранные предприятия. Прорыв случился, когда основатели осознали, что консерватизм корпораций не победить, и решили переключиться на малый и средний бизнес — тех, кто не мог позволить себе дорогие системы наблюдения. Юдников и Еремеев решили разработать коробочное решение, которое может установить и использовать любой человек.
Параллельно создатели Ivideon начали переговоры с производителями камер видеонаблюдения: собственного «железа» у компании не было, и наилучшим вариантом было договориться об интеграции ее решений с техникой крупных производителей. Первой стала южнокорейская Microdigital. В феврале 2011 года на сайте Ivideon появилось приложение, позволяющее получать удаленный доступ к видеокамерам.
Денег на рекламу не было, поэтому в первые полгода работы партнеры набирали базу, предлагая потенциальным клиентам бесплатно протестировать услугу. Первым платным клиентом стала сеть «Крошка Картошка», руководству которой Ivideon открыла глаза на целую систему мошенничества: во многих киосках продавцы отпускали еду мимо кассы. В 2012-м камеры установила и сеть «Додо Пицца». После того как число клиентов пополнило несколько небольших компаний, пришла очередь корпораций, таких как Honda и «Роснефть».