Как живет современная российская школа и каково быть учителем сегодня

EsquireОбщество

Каково это — быть учителем в России: краткий курс по школоведению (с задачником)

Журналистка Юлия Дудкина по просьбе Esquire поговорила с учителями о том, почему школа остается агрессивной средой, и составила учебное пособие по школоведению.

Юлия Дудкина

“В Подмосковье тренер ударил ребенка ногой в голову”, “почетный учитель избила второклассника”, “в Северодвинске учительница избила учеников скакалкой” — новости об инцидентах в российских школах в этом году появлялись с пугающей периодичностью — так, что мы вновь заговорили о бессмысленности и беспощадности российской образовательной системы. Не пытаясь дать оценку каждому отдельно взятому случаю, журналистка Юлия Дудкина по просьбе Esquire поговорила с учителями о том, почему школа остается агрессивной средой, и составила учебное пособие по школоведению. В нем приведены задачи на основе реальных случаев из жизни школ. Попробуйте их решить и взгляните на приведенные выше новостные сюжеты глазами заложника системы.

1Обязаловка

В 2018 году тренер по фехтованию Анна Ансталь решила устроиться в школу. «У меня есть свой фехтовальный клуб, и я давно мечтала открыть в нем детскую группу, — говорит Ансталь. — И вдруг я подумала: если мне хочется учить детей, почему бы для начала не поработать школьным учителем?». Образование у нее было соответствующее: в физкультурном вузе она проходила практику в школах и получила соответствующий документ. Правда, как вспоминает Ансталь, практика эта была очень формальной — учителя в школах не хотели допускать практикантов до занятий и просто расписывались в нужных бумагах.

Сама Анна ненавидела физкультуру в школе. У нее не получалось хорошо сдавать нормативы по бегу и прыжкам в длину, она плохо бросала мяч. Позже это никак не помешало ей стать мастером спорта по фехтованию. «Это еще раз доказывает, что классическая школьная физкультура бессмысленна и учит совсем не тому, чему нужно», — считает Ансталь. У нее была мечта: сделать уроки без «обязаловки». Показать школьникам, что спорт — это весело и полезно, сделать так, чтобы они полюбили двигаться.

Она сразу объявила ученикам: все, кто будет приходить на уроки, будут получать за них пятерки. Остальным придется готовить к концу четверти небольшие проекты о спорте и выступать с ними перед классом. «Мне казалось, они не привыкли к тому, что с ними говорят на равных, — говорит Ансталь. — Я спрашивала у них: “Чем хотите заняться сегодня на уроке?”. Они молчали и смотрели мимо меня». В конце концов дело пошло на лад: восьмые, девятые и десятые классы приходили на уроки с удовольствием, они играли в «тридцать три» и в настольный теннис. Потом они попросили учительницу научить их выполнять подачу в волейболе. Она честно призналась им, что и сама не сильна в этом. «Мы вместе посмотрели видео на YouTube и стали учиться. У них получалось даже лучше, чем у меня», — вспоминает Анна.

С одиннадцатиклассниками было сложнее. Они были постоянно загружены подготовкой к экзаменам, из-за этого отпрашивались с урока. «Я же помню себя в одиннадцатом классе, — говорит Ансталь. — В этом возрасте все озабочены только поступлением в вуз, ни на какую физкультуру нет сил». Анна спокойно относилась к тому, школьники тихо сидели в раздевалке и учили уроки вместо того, чтобы бегать.

«Устроившись в школу, я стала постоянно вспоминать собственное детство, — говорит Ансталь. — Школа казалась мне тюрьмой. Я подходила к окну и с завистью смотрела на людей, которые просто идут мимо по улице». Постепенно она стала так же чувствовать себя на работе. По утрам она слышала, как учителя в раздевалке отчитывают школьников, которые забыли сменную обувь. «Это казалось мне таким бессмысленным, — вспоминает она. — Еще девяти утра нет, а на человека уже накричали. И не за какой-то плохой или подлый поступок, а просто за то, что он что-то забыл дома».

Однажды на урок физкультуры к одиннадцатому классу пришла методист и спросила: «Почему у тебя дети сидят в раздевалке?». Ансталь ответила, что в зале нет отопления и многие из них пришли без формы, так что она разрешила им заняться уроками. «Поставь им всем двойки», — посоветовала методист. Потом она объявила, что те, у кого нет формы, должны во время урока находиться в зале. «Но ведь там очень холодно сидеть», — ответила Ансталь. Методист ушла со словами: «Все с тобой понятно». Позже она пришла снова и сказала Анне, что нельзя спрашивать детей, чем они хотят заниматься на уроке — учитель должен сам определять план.

«На переменах молодые учительницы обсуждали между собой, что чем строже относишься к детям, тем лучше, — говорит Ансталь. — Я слушала это и понимала, что со времен моего детства школьная система совсем не изменилась. В конце концов, я проработала несколько месяцев и ушла».

Анна признается: до того, как прийти в школу, она нарисовала в своем воображении идиллическую картинку того, как она станет «необычным» учителем, изменит систему и построит с учениками отношения, основанные на равенстве и взаимоуважении.

Молодые учителя часто начинают работу именно с таким настроем, но сохранить его надолго бывает трудно. «До того, как я пришла в школу, я работала в образовательных проектах, построенных на ценностях гуманистической педагогики, — говорит учительница русского языка и литературы Римма Раппопорт. — Там я привыкла, что учитель должен заинтересовать ребенка. Нельзя требовать от ученика, чтобы он был в восторге от математики или истории с самого начала». В гуманистической педагогике ученик рассматривается как сознательный и равноправный участник учебно-воспитательного процесса. Раппопорт думала, что сможет реализовать этот подход к образованию. Но оказалось, что школьной администрации это не очень интересно. «Зато оказалось, что очень важно соблюдать кучу формальностей — отступать определенное количество линеек и делать так, чтобы ученики вставали, когда ты входишь в класс», — вспоминает Раппопорт. Однажды к ней на урок пришла завуч и стала кричать на детей за то, что они неправильно сидят — оказывается, на каждом уроке они должны рассаживаться в определенном порядке, а не садиться с теми, с кем им хочется.

«И вот, казалось бы, ты учитель, взрослый человек, — говорит Раппопорт. — И тут завуч переключается с учеников на тебя и начинает отчитывать, как маленького ребенка. И ты понимаешь, что в школьной системе нет никаких равноправных участников образования».

2Выгорание

В ноябре в одной из школ Хабаровского края разразился скандал. В сеть попало видео, где учительница начальных классов избивает девятилетнего мальчика. «Ты кто такой? Кто тебе позволяет так себя вести? Почему ты мешаешь всем?» — на записи хорошо видно, как с этими словами педагог набрасывается на ребенка. Ученик падает на пол, а учительница продолжает его бить.

Позже выяснилось, что героиня видео — Татьяна Лескова, учительница с 25-летним стажем. В тот день, когда произошел конфликт, ее ученик по имени Семен сначала прищемил ей руку дверью, а потом запустил в нее портфелем и ударил ее ногой, сказав «На, сука, держи!». Лескова и раньше писала докладные на этого школьника — он вел себя агрессивно по отношению к учителям и ученикам, срывал уроки. Школьная администрация бездействовала.

После того, как видео с избиением Семена попало в сеть, региональный следственный комитет возбудил уголовное дело. Хотя действия Лесковой были незаконными, многие родители ее учеников требуют, чтобы учительницу освободили от уголовной ответственности. Около трехсот человек подписали открытое письмо в ее защиту, а петицию на Change.org на сегодняшний день подписали больше 3,5 тысяч человек. В петиции говорится, что Лескова «не избивает ученика, а применяет меры воспитательного характера».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Палата номер секс Палата номер секс

Научные исследования обнаружили неожиданные целительные свойства секса

Maxim
С улицы Бассейной С улицы Бассейной

Как хлопанье в ладоши и мультиварка помогут вам стать более собранным человеком

StarHit
Карманный Tiguan Карманный Tiguan

Самая маленькая модель с высокими колесами в гамме Volkswagen — T-Cross

Quattroruote
Всем по семь Всем по семь

Сравнительный тест пяти полноприводных кроссоверов с третьим рядом сидений

АвтоМир
Памятка для миллиардера: как спасти бизнес от растраты Памятка для миллиардера: как спасти бизнес от растраты

Правильный сценарий наследственного планирования может спасти бизнес-империю

Forbes
Дом с роялем Дом с роялем

Современный дом в пригороде Кишинёва — проект молдавского бюро Linearchitects

SALON-Interior
Досчитать до десяти Досчитать до десяти

Андрей Подшибякин объясняет, как хайп обесценивает настоящее искусство

GQ
Гедимин, Ольгерд, Кейстут и Витовт в русской истории Гедимин, Ольгерд, Кейстут и Витовт в русской истории

О появлении литовских князей на монументе «Тысячелетие России»

Дилетант
ВЭБ заберет за долги офисный центр рядом с Кремлем ВЭБ заберет за долги офисный центр рядом с Кремлем

ВЭБ заберет за долги офисный центр рядом с Кремлем

Forbes
Артисты массово стали отказываться вести церемонию «Оскар» Артисты массово стали отказываться вести церемонию «Оскар»

Почему шоумены шарахаются от «Оскара» как от прокаженного

Maxim
Итоги-2018: свадебные бьюти-образы звезд, в которые мы влюбились Итоги-2018: свадебные бьюти-образы звезд, в которые мы влюбились

Самые громкие бракосочетания знаменитостей

Cosmopolitan
Эксперт о светодиодных лампах: чем отличаются, почему перегорают, какие покупать… Эксперт о светодиодных лампах: чем отличаются, почему перегорают, какие покупать…

Эксперт о светодиодных лампах: чем отличаются, почему перегорают, какие покупать

CHIP
Доктор Зубарева: Доктор Зубарева:

Доктор Зубарева о тяге к медицине, новой книге и критике в свой адрес

Cosmopolitan
Почему российские компании не готовы покупать защиту от финансовых рисков Почему российские компании не готовы покупать защиту от финансовых рисков

Деривативы для хеджирования рисков не пользуются популярностью на рынке в России

Forbes
От Оумуамуа до модификации человека От Оумуамуа до модификации человека

Главные научно-технологические итоги 2018 года

Русский репортер
Монумент терпения Монумент терпения

Жена Квентина Тарантино дожидалась свадьбы почти 10 лет

StarHit
7 мифов о наркозе: чего мы боимся? 7 мифов о наркозе: чего мы боимся?

Разбираем самые распространенные мифы о наркозе

Psychologies
На почве нежности На почве нежности

Гид джентльмена по уходу за домашними растениями

GQ
«У меня двое детей, и оба неизлечимо больны» «У меня двое детей, и оба неизлечимо больны»

«У меня двое детей, и оба неизлечимо больны»

Psychologies
Йога против целлюлита: 5 техник, которые избавят от «апельсиновой корки» Йога против целлюлита: 5 техник, которые избавят от «апельсиновой корки»

Йога помогает не только сбалансировать тело и дух, но и избавиться от целлюлита

Cosmopolitan
Бесполезные инвестиции. Почему новый мост или дорога могут навредить экономике Бесполезные инвестиции. Почему новый мост или дорога могут навредить экономике

Бесполезные инвестиции. Почему новый мост или дорога могут навредить экономике

Forbes
Животные их люди: как наладить отношения Животные их люди: как наладить отношения

Животные и их люди, люди и их животные — кто же в этих отношениях главный

Cosmopolitan
Алкогений: Алексей Саврасов Алкогений: Алексей Саврасов

Алкогений: Алексей Саврасов

Maxim
Мои итоги-2018 Мои итоги-2018

Конечно, мудрец прав: все проходит – и печаль, и радость

StarHit
Как завоевать сердца клиентов из разных поколений Как завоевать сердца клиентов из разных поколений

Брендам необходимо научиться привлекать миллениалов и постмиллениалов

Forbes
Бензин и булыжник: почему Францию захлестнул уличный бунт Бензин и булыжник: почему Францию захлестнул уличный бунт

В Париже протестует средний класс, возмущенный ростом цен на топливо

Forbes
Занесенная ветром Занесенная ветром

Эмили Блант летает на зонтике в новом фильме «Мэри Поппинс возвращается»

Vogue
Что смотреть и где остановиться в квартале Бастилии — одном из лучших районов Парижа Что смотреть и где остановиться в квартале Бастилии — одном из лучших районов Парижа

Краткий гид по району, с которого началась Великая французская революция

Esquire
Анатолий Белый отметил 5-летие фонда «Найди семью» Анатолий Белый отметил 5-летие фонда «Найди семью»

Анатолий Белый отметил 5-летие фонда «Найди семью»

Cosmopolitan
Зачем мы берем на себя ответственность за родителей Зачем мы берем на себя ответственность за родителей

Как заботиться о родителях, не ставя крест на себе

Psychologies
Открыть в приложении