Как Великая лондонская вонь победила загрязнение реки Темзы
Это был не первый случай, когда загрязнённая вода ставила под угрозу благополучие лондонцев.
В конце 2021 года Лондонское зоологическое общество выпустило отчёт о состоянии Темзы. Было обнаружено, что тюлени, акулы и морские коньки вернулись в неё благодаря улучшению качества воды в приливной реке. Растущие популяции обыкновенных и серых тюленей были замечены лежащими на берегу — их привлекла питательная рыбка, которую поддерживает более чистая среда.
Будущее реки не всегда выглядело столь многообещающим. Участки Темзы были объявлены биологически мёртвыми в 1957 году, а столетием ранее она служила лондонской свалкой. «Через сердце города текла и текла смертоносная канализация вместо прекрасной пресной реки», — сокрушался Чарльз Диккенс в своем романе «Маленькая Доррит». Жарким летом 1858 года, когда температура достигала 25 градусов по Цельсию — особенно неприятное время года, которое стало известно как «Великая вонь», — условия в реке были особенно ужасными. Все виды отходов оказались в Темзе, включая гнилую пищу, человеческие экскременты, отходы скотобоен и промышленные химикаты. Канцлер казначейства Бенджамин Дизраэли назвал Темзу «стигийским водоёмом, пропахшим невыразимыми и невыносимыми ужасами». По его словам, почти всё живое в реке было уничтожено, и здоровье Лондона находилось под угрозой.
Это был не первый случай, когда загрязнённая вода ставила под угрозу благополучие лондонцев. В городе были вспышки холеры в 1831 и 1832 годах, а в 1854 году — всего за четыре года до Великой вони — врач Джон Сноу определил холеру как заболевание, передающееся через воду, после того, как обнаружил, что случаи холеры связаны с конкретным водяным насосом. Позже выяснилось, что рядом с колодцем, из которого брали воду, протекает канализация.