«Никто не хочет играть с таким ребенком»
Маленькой Вике были в садике не рады. Очень уж она другая. «Зачем ты ее везде водишь, она больная, агрессивная», — говорили ее маме. Мама чуть было не сдалась, но, надеясь на чудо, спросила в интернете, как получить тьютора в детский сад. И ей ответили
«Что ты с ней носишься, сидела бы дома»
По дороге на горку Вика съедает столько снега, что хватило бы на снеговика, говорит ее мама Аня. Вика очень любит горки, но мама смущается от того, что зимой Вика ест снег. А летом ест песок. Если не давать ей это делать, брать за руку, останавливать, она психует и вырывается. Гулять одной с Викой маме трудно, без папы было бы совсем невозможно, но и папе не нравится, что на них смотрят люди.
— Психика наша иногда не выдерживает, — объясняет Анна.
Вике шесть лет, у нее аутизм. Она не говорит, ей трудно находиться в незнакомых и многолюдных местах, например в транспорте или на утренниках (поэтому родители не ездят с ней в автобусах и не ходят на праздники), испугавшись или переутомившись, она может начать кричать.
С Анной нам удается пообщаться только по телефону, когда она специально выходит из дома на мороз, чтобы Вика не отбирала телефон. Телефоны она тоже очень любит, как и горки, и до того, как сломался мамин сенсорный, сама включала себе мультики. Сейчас мультиков у Вики меньше — Анна считает, что от избытка мультиков Вика еще больше нервничает.
Гораздо полезнее Вике были бы занятия со специалистами — дефектологом, логопедом, психологом. Регулярные доступные занятия могли бы помочь Вике обрести способ общаться с людьми, пусть даже не словами, а альтернативными способами. Но в селе Знаменском Омской области, где живет Вика с родителями, подходящих специалистов нет — ни в детских садах, ни где бы то ни было еще. Анна и Вика ездят в соседний город Тару — час туда, час обратно. Тяжело. Смена обстановки Вике трудно дается.
— Мне говорят: «Что ты с ней носишься, ходишь везде, сидела бы дома с таким ребенком», — пересказывает Анна слова тех, к кому она обращалась за помощью для Вики.
Дома сидеть Анна не может, да и Вика не должна. Во-первых, зарплата у Анны больше, чем у мужа, и она в семье, получается, кормилец. Во-вторых, Вика, несмотря на ограниченные возможности здоровья, имеет право на образование, в том числе на дошкольное, это закреплено в статье 43 Конституции РФ. Да и в садике ей нравилось.
Но право на посещение детсадов и школ детям с инвалидностью часто приходится отстаивать с помощью юристов — и Вике пришлось.
«Ань, посмотри, что-то не так с ней»
Вику отдали в садик ближе к двум годам.
— Вика долгожданная у меня, я в тридцать три года ее родила, поздно. Очень хотелось ребенка, я так рада была, когда узнала, что будет девочка. Вроде все нормально было, она развивалась, как надо. Хотя некоторые говорили: «Ань, посмотри, что-то не так с ней, что-то не так…» Начали ходить в сад, но потом нам там стали говорить, что ребенок глухой, что она не слышит. У нас начались обследования. Нам говорили: зачем вам ходить в садик, вы все равно останетесь на домашнем обучении, — Аня тяжело вздыхает.
Сначала про Вику говорили «глухая», потом — «задержка психического развития», следом — «аутизм».
На фото, которые присылает мне Анна, — девочка-одуванчик: взъерошенная светлая голова, хитрые глаза, милая улыбка, попытки крепко обняться с другими девчонками. Анна говорит, Вика любит ходить в садик, она тянется к детям, но они ее сторонятся: