Янина Жеймо: несказочная судьба советской Золушки
Актриса Янина Жеймо сыграла множество ролей, но для зрителей она навсегда останется Золушкой из волшебной сказки, снятой Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро по пьесе Евгения Шварца. Но ее жизнь, с войной, блокадой, предательством мужа, депрессией, совсем не была похожа на сказку.
Взяв за основу популярную сказку, Шварц превратил ее в местами веселую, местами ироничную и немного злую комедию. Художественный совет хотел взять на роль Золушки профессиональную балерину Марию Мазун, но Шварц был категорически против. Он сказал, что в его героине важна не столько красота, а нежность, обаяние, наивность и способность вызывать у зрителя симпатию и сострадание. После первых проб стало ясно, что Янина, даже несмотря на свои 37 лет, выглядит в этом образе абсолютно гармонично.
На момент съемок Янине Жеймо было 38 лет, Алексею Консовскому, сыгравшему принца, — 35 лет, а фильм стал настоящим хитом.
Детство в цирке и на эстраде
Янина появилась на свет в 1909 году в городке Волковыск Гродненской области в семье циркачей. Йозеф Болеслав Жеймо создал семейную труппу, в которую входил он сам, его жена Анна, сын Вацлав и четыре дочери, среди которых Янина была младшей. Она выступала на арене с трех лет и освоила все цирковые профессии уже к подростковому возрасту. После смерти отца они с мамой и сестрами начали выступать на эстраде с музыкальными номерами, для которых маленькой Янине пришлось таскать тяжеленные ксилофоны на голове. Будущая Золушка на самом деле больше была похожа на другую сказочную героиню - Дюймовочку, ее рост был всего 148 сантиметров и она носила 31 размер обуви. Актриса говорила, что это могло произойти от перегрузок: «Странно, до 14 лет я росла нормально, а потом… Я уверена, что мой рост остановился из-за того, что мне приходилось носить тяжеленные ксилофоны на голове – я так их носила, чтобы руки не уставали».
Первые шаги в кино
Хоть музыкальные номера и пользовались большим успехом, эстрада Янине быстро наскучила, она мечтала о кино. Но семья не поддержала будущую актрису - мать настаивала, что она должна работать, а не заниматься непонятно чем: «На эстраде у нее имя, а в кино… Первая сзади. Невеселая перспектива». К счастью, Янина не сдалась и тайком от матери отправилась на кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера», в актерской студии которой вели занятия Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Когда девушка проходила вступительные экзамены, она уже была более опытной артисткой, чем ее потенциальные педагоги. Выяснив это, они очень смутились, а шанса не поступить у Янины не осталось.