Как устроена метавселенная и почему за ней будущее: другая реальность уже близко
Сейчас метавселенные на волне хайпа, но рядовой пользователь мало что знает о ее концепции. Алексей Каленчук, Директор по акселерации по направлению виртуальной и дополнительной реальности кластера информационных технологий Фонда «Сколково», расскажет об устройстве метавселенных, главных трендах и перспективах.
Как работает метавселенная
Метавселенная — киберпространство, которое постоянно работает. Сейчас это огромное количество сред, собранных вокруг определенных компаний или ИТ-корпораций, которые пытаются синхронизировать свои продукты. В них люди взаимодействуют как друг с другом, так и с диджитал-объектами через свои аватары с помощью, в том числе, технологий виртуальной и дополненной реальности. Такое пространство должно быть полностью открытым, а данные — совместимыми, чтобы пользователь, который что-то купил или создал в одном месте, смог использовать это и в другом.
Однако концепцию метавселенной нельзя свести к какому-то одному конкретному миру или виртуальному сценарию. В перспективе это то, что придет на смену мобильному интернету в процессе технологической эволюции. Уже сегодня мы видим, что некоторые из существующих решений формируются с учетом тренда на метавселенную, и пространство станет еще более многопользовательским, чем привычный нам интернет.
Такие среды уже поддерживают устройства виртуальной реальности — Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Horizon, VRChat, Altspace: они воплощают контент в виде аватаров, виртуальных сцен и пространств, в которых появляется большое количество сценариев для пользователей. После того как выпустят доступные для потребителей очки дополненной реальности, метавселенная начнет еще сильнее проникать в нашу повседневную жизнь в виде постоянного цифрового слоя.
Кстати, существующие компьютеры и смартфоны уже во многом справляются с задачами метавселенной. Их мощностей хватает для простых сценариев виртуальной и дополненной реальности без фотореализма.
Однако для расчетов фотореалистичной 3D-графики нужны сильные графические ускорители — и это уже вопрос вычислительных мощностей и инфраструктуры передачи данных. Если расчеты будут происходить не только на носимых устройствах (шлемах виртуальной реальности или очках), но и где-то в облаке, то потребуется быстрый и широкий канал с минимальной задержкой передачи данных, который сможет поддерживать большое количество пользователей одновременно.