Как стартапер из Кемерово запустил сервис доставки еды в США и попал в рейтинг Forbes
К 30 годам Виталий Александров успел построить успешное CRM-агентство в России, запустил сервис экспресс-доставки еды в США и стал номинантом рейтинга «30 до 30». За полгода его фудтех-проект Food Rocket разросся до четырех складов в Сан-Франциско и привлек $2 млн от фондов Baring Vostok, AltaIR Capital и других инвесторов. Сможет ли стартап закрепиться на американском рынке?
От граффити до фудтеха
Виталий Александров вырос в Кемерово. Его первый бизнес родился из увлечения граффити: чтобы заработать на дорогое хобби, он стал покупать и продавать друзьям аэрозольные краски немецкого бренда Montana.
Окончив школу, Александров поступил на факультет госуправления в Высшую школу экономики. На старших курсах университета он понял, что предпочитает карьере чиновника собственный бизнес, и вместе с партнером Антоном Самутиным открыл CRM-агентство Out of Cloud. Проект помогал бизнесу делать регулярные рассылки по клиентской базе и увеличивать повторные продажи. В первый год сервис принес основателям 750 000 рублей выручки, в 2013 году — уже 5 млн рублей. Со временем у компании появились крупные клиенты вроде «Сбера», Panasonic и JBL. По данным СПАРК, в 2018 году выручка ООО «Аутофклауд» составила 46 млн рублей, прибыль — 21 млн рублей.
В 2018 году предприниматель поступил в бизнес-школу «Сколково» и стал присматриваться к сфере фудтеха. Во время обучения он познакомился с франчайзи «Додо пиццы» Юрием Машенцевым. Вместе Александров, Самутин и Машенцев придумали запустить сервис прогнозирования продаж для ресторанов и оптимизации списаний продуктов Foodcast.ai. На разработку ушло несколько месяцев и около 3 млн рублей из личных накоплений партнеров.
В 2019 году партнеры начали развивать Foodcast.ai в России. В июне 2020-го в сервис инвестировали основатель «Яндекс.Шефа» Михаил Перегудов, ресторатор и создатель проекта «Сысоев FM» Александр Сысоев и сингапурский фонд Ruvento.vc (сумма сделки не разглашалась). Стартап быстро привлек около 40 клиентов в России, но работать только на российском рынке его основателям было неинтересно. Александров «хотел какого-то челленджа», поэтому решил попытать удачу в США, куда прежде часто ездил на конференции по онлайн-маркетингу.
Для выхода на новый рынок партнеры переименовали проект в Foody и стали развивать его как маркетплейс для ресторанов, магазинов и поставщиков продуктов, который позволял оптимизировать не только списания, но и закупки. «Технология позволяла спрогнозировать, сколько будет продаваться бургеров и кока-колы. Благодаря этому рестораны и магазины могли заказывать у поставщиков более точное количество товаров», — объясняет Александров. Сервис зарабатывал на комиссии с ресторанов.
К 2020 году у Foody было около 30 клиентов в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, говорит Александров. В ноябре 2020 года стартап привлек 5 млн рублей инвестиций от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). К середине 2021 года фонд планировал инвестировать в Foody еще 65 млн, если проект выполнит все KPI. Но сделать это помешала пандемия, признается Александров: «Я приехал в Калифорнию и начал ходить по нашим клиентам. У всех было максимально депрессивное состояние. Я понял, что рынок находится не в самом лучшем состоянии, и надо что-то предпринимать дальше».