«Родные не знали, что этот ребенок существует»: правда и ложь об «отказниках»
Рождение тяжелобольного ребенка — серьезный вызов для родителей. Многие матери и отцы оказываются не готовы к такой ответственности и отдают ребенка на попечение государства. Порой им приходится врать близким о смерти ребенка или скрывать от окружающих сам факт его рождения. Можем ли мы осуждать их за такое решение? И насколько этично спустя годы разыскивать родителей таких детей?
Недавно директор детского хосписа «Дом с маяком» Лида Мониава опубликовала пост на важную и табуированную в обществе тему. Речь идет об отказе родителей от новорожденных с тяжелыми заболеваниями, о тайнах и лжи вокруг этого, а также о дальнейшей судьбе детей-инвалидов на попечении государства. Ее публикация взорвала интернет-сообщество и вызвала бурю эмоциональных постов и комментариев. В чем суть споров?
Лида Мониава: «С этим жить невозможно»
Мониаву многие знают и уважают как человека, который борется за то, чтобы ее подопечные получали все необходимое для достойной и счастливой жизни — какой бы короткой она ни была. В прошлом году она забрала к себе домой 12-летнего Колю, паллиативного пациента хосписа. Лида нашла Колину семью и поддерживает отношения с его мамой, которая приходит навещать сына. Родные братья и сестры не знают о его существовании — они, как и вся родня, уверены, что мальчик умер в роддоме 13 лет назад.
К такой лжи часто прибегают родители, передающие неизлечимо больных, нуждающихся в уходе детей на попечение государства, то есть в специализированные интернаты. Недавно Лида Мониава нашла семью1 еще одного из паллиативных пациентов хосписа: «Сейчас няня из «Дома с маяком» оформила опеку над еще одним паллиативным ребенком из интерната. Нам стало интересно — кто его родители, живы ли они, как они выглядят?
1 https://www.facebook.com/lida.moniava/posts/4674521982599537 (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
Одна ночь в социальных сетях, и я нашла всех — маму, папу, братьев, сестер, даже тайных внебрачных детей папы, родственников, друзей. Их фотографии, их интересы, их друзей и многих родственников. Боже, как же этот ребенок похож на своего папу! И на маму! Я узнала, что родители уже умерли. Хотя в интернат они отдали ребенка гораздо раньше, еще при рождении.
Родители — творческие интересные люди, известные в своей сфере, с хорошей карьерой и кучей поклонников. Вот в соцсетях братья и сестры этого ребенка, их родственники, друзья родителей. Я написала всем кроме детей (хотя их я тоже нашла в соцсетях) сообщение, что мы забрали из интерната такого-то ребенка и хотели бы наладить связь с его родственниками, братьями и сестрами, помогите пожалуйста.
Сказать, что все эти люди были в шоке — ничего не сказать. Они не знали, что этот ребенок вообще существует, или что он жив, а не умер в роддоме
Эту версию врачи, видимо, массово советуют родителям, которые отдают детей в интернат — «а вы скажите всем, что он умер»). Я поняла, что родители много лет хранили свою тайну и с ней и умерли. Как сказал один из друзей семьи — вероятно, мама заболела раком в молодом возрасте как раз из-за этой тайны, которая разрушала ее изнутри».