Культовые предметы советского дизайна. Почему нам так дорог фотоаппарат «Зенит»
Фотография была одним из самых распространенных хобби в СССР. В каждой семье кто-то снимал, проявлял и печатал фотографии на весьма неплохом любительском уровне. Не последнюю роль в этом сыграл фотоаппарат «Зенит» и его самая массовая модель «Зенит-Е». Об истории бренда и новой камере Zenit M рассказывает Ольга Дружинина, заместитель директора по науке Московского музея дизайна и эксперт документального интернет-сериала «Советский дизайн» — нового проекта продюсерского центра Киностудии им. М. Горького, созданного совместно с компанией «Амурские волны».
Советский Союз был страной активных фотолюбителей. Главный дизайнер «Зенитов» Владимир Федорович Рунге вспоминает: «Не было тогда интеллигентного человека, который бы не умел и не хотел бы фотографировать. Наличие в семье фотоаппарата, фотоувеличителя и возможность в ванной комнате запереться на всю ночь и никого не пускать, печатая фотографии, — это было великим делом» (цитата по книге «Владимир Рунге: от “Горизонта” до “Зенита”». — Прим. ред.). В СССР производилось много разных камер, но «Зениты» отличал особый неповторимый стиль — сдержанный, элегантный, лаконичный, вневременной. Неслучайно это единственная советская марка фотоаппаратов, которая продолжает выпускаться и сегодня.
Первые «Зениты» начали производить на Красногорском механическом заводе в 1952 году. Но по-настоящему предметами дизайна они стали в 1960-е. Связано это с тем, что в 1965-м на предприятии была создана одна из первых в стране собственная служба дизайна — художественно-конструкторский сектор в составе Центрального конструкторского бюро.
Сначала новым специалистам приходилось преодолевать недоверие коллег — технологов, инженеров и конструкторов. Любое нововведение требовало экономических затрат: нужно модернизировать поточную линию, технологию изготовления деталей, искать новый вид пластмассы. Конструкторы отказывались менять схемы внутренних и внешних элементов, без чего улучшение внешнего вида было невозможным. Но дизайнеры точно знали, чего они хотят. Владимир Рунге рассказывал: «Мы сами были фотолюбители, и поэтому прекрасно понимали, какие качества должны быть у хорошего фотоаппарата или кинокамеры. Мы хотели изменить пропорции, сделать поверхности офактуренными, передвинуть определенные рукояточки, чтобы было удобнее»