«Уходите, вы плохие»: почему сервис онлайн-психотерапии расстался со 100 психологами
Осенью 2021 года основатель сервиса подбора психотерапевтов Zigmund.Online Даниил Чаус проанализировал статистику работы психологов и в результате отказался от сотрудничества с 100 специалистами из 620. Чаус объяснил решение повышением качества. Оно вызвало бурю недовольства в соцсетях
К сожалению, вы относитесь к той части психологов, у кого аномально негативная статистика по занятиям с клиентами сервиса. Мы вынуждены прекратить наше сотрудничество», — такое письмо в середине октября 2021 года получила сотня психологов, работающих с клиентами через сервис Zigmund.Online (письмо есть в распоряжении Forbes). Свои прощальные письма обнаружили в электронной почте и клиенты «уволенных» психологов — сервис предложил им выбрать нового терапевта.
К массовому расставанию привело желание повысить качество услуг, утверждает Даниил Чаус, запустивший платформу в 2018 году. За несколько лет работы сервис собрал статистические данные по клиентам и сессиям, и Чаус вместе с командой решили исключить психологов, чьи показатели сильно отклонялись от показателей остальных специалистов сервиса. Под удар попали специалисты, клиенты которых значительно чаще, чем у остальных, уходили с Zigmund.Online во время первых трех сессий.
Решение предпринимателя вызвало бурю недовольства в соцсетях со стороны сообщества психологов. Специалистов возмутило, что критерии оценки эффективности были непрозрачны, а сами требования введены постфактум. Кроме того, психологи посчитали письма грубым вмешательством в терапевтический процесс.
Forbes пообщался с обеими сторонами конфликта и рассказывает, чем обернется внезапное прекращение сотрудничества для клиентов и как это отразится на бизнесе.
Маркетплейс из подвала
Москвич Даниил Чаус мечтал создать свой IT-проект, будучи студентом Финансового университета. После обучения он запустил интернет-магазин с сувенирной продукцией своего вуза, затем устроился в отдел повышения операционной эффективности бизнеса в Ernst & Young, а в 2015 году перешел на должность бизнес-аналитика в отдел развития бизнеса Avito.
Идея сервиса онлайн-психотерапии пришла ему в апреле 2018-го, когда он сам столкнулся с необходимостью обратиться к психологу. Понять, что проблема достойна обращения к психологу, было сложно, но еще сложнее — найти нужного специалиста, вспоминает предприниматель. Он придумал создать бота-психолога, назвал его Zigmund.Online и сразу зарегистрировал домен с этим названием.
Впоследствии идея трансформировалась в сервис, который с помощью алгоритмов мог бы подбирать клиентам подходящих психотерапевтов и далее помогать взаимодействовать в процессе терапии. По похожей модели с 2017 года работал сервис онлайн-психотерапии «Ясно», а в 2018 году на этот рынок вышли сервисы подбора психологов Alter и Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ). Но Чауса конкуренция с ними не испугала: «Отлично, что есть конкуренты, что рынок живой».
Летом 2018 года предприниматель занялся разработкой IТ-системы и поиском психологов. Поначалу он совмещал это с работой по найму: «Я арендовал первый офис в подвале недалеко от Avito и бегал туда в обед и по вечерам к своей команде». Но в марте 2019-го он уволился и вплотную занялся развитием сервиса.
Финальная версия Zigmund.Online была готова к лету 2019 года. Платформа соединяла клиентов и психологов с помощью алгоритма: клиенты заполняли анкету, а система подбирала им специалистов под запрос и предпочтения. Далее сервис помогал обеим сторонам взаимодействовать в процессе терапии: в нем появились личные кабинеты для специалиста и клиента, система платежей, бот-ассистент и другие инструменты. Отбор психологов проходил в несколько этапов: проверка формальных критериев (например, оценка терапевтического подхода и образования), интервью, где кандидату предлагали разобрать практические кейсы, и тест на этику, разработанный совместно с «Коллегией по этике в психологии и психотерапии». Для разработки алгоритма и оценки специалистов сервис привлек психологов.
На запуск Чаус потратил 2 млн рублей из личных накоплений и еще около $60 000, занятых у семьи и друзей. Сервис стал зарабатывать на комиссии с психологов-самозанятых, которые проводят сессии на платформе. Стоимость 50-минутного занятия — 2490 рублей. Размер комиссии предприниматель не раскрывает. Два психолога, которые сотрудничали с сервисом, в беседе с Forbes рассказали, что получали около 1500 рублей за одно занятие. Учитывая, что самозанятые за работу с физлицами платят налог в 4%, комиссия Zigmund.Online может составлять около 36%.