Как стартапер и два инвестбанкира выручили 60 млн рублей на подборе витаминов
Дмитрий Петров, Даниил Хор и Александр Вученович запустили сервис индивидуального подбора витаминов Vitobox в 2021 году. А в 2022-м смогли выйти в ретейл-сети и наладить поставки за рубеж. За год продажа витаминов принесла им 60 млн рублей выручки и 10 млн рублей прибыли. Как предпринимателям до 30 лет удалось найти свою нишу на конкурентном рынке, и почему их стартап вызывал скепсис у инвесторов?
«Какой у вас рост?», «Курите ли вы?», «Есть ли у вас аллергия на продукты?» — эти и многие другие вопросы о здоровье и образе жизни корреспонденту Forbes задает не врач, а искусственный интеллект (ИИ). Он лежит в основе сервиса Vitobox, который в 2021 году запустили трое россиян — 23-летние Дмитрий Петров и Даниил Хор и 27-летний Александр Вученович. Используя данные пользователя, сервис подбирает ему индивидуальный набор витаминов под его запросы: одни витамины, если тот хочет похудеть, другие — если набрать мышечную массу или исправить проблемы с пищеварением. По данным стартапа, его выручка за неполный первый год работы составила 15 млн рублей, а за 2022-й выросла в четыре раза.
Перетянуть клиентов
На идею сервиса подбора витаминов выпускника экономического факультета МГУ Дениса Петрова натолкнула личная история. Он с детства занимался спортом и годами принимал витамины и аминокислоты. Но в студенчестве столкнулся с проблемами с желудочно-кишечным трактом. Врач объяснил, что они возникли на фоне бесконтрольного приема витаминов, вспоминает Петров. В то время студент не мог себе позволить платно сдавать анализы на витамины и соответствующие консультации с врачом. По его подсчетам, такие анализы обходились в 10 000–15 000 рублей.
К 2021 году он придумал создать сервис, который решил бы проблему с витаминами без участия врача. К тому времени у него уже был предпринимательский опыт. На последних курсах университета он с приятелями запускал сервис EasyStudy по подготовке студентов к экзаменам и мессенджер для общения в автомобильных пробках Carco. Но образовательный проект основатели в итоге продали, не найдя удачную бизнес-модель. А из Carco Петров вышел из-за разногласий с партнерами.
В начале 2021-го предприниматель начал прорабатывать идею с витаминами. На одной из «венчурных тусовок» в Москве он разговорился со знакомыми инвестбанкирами — Александром Вученовичем и Даниилом Хором, которые, как оказалось, тоже смотрели на это направление. Приятели решили объединить усилия.
Хор и Вученович к тому моменту уже два года работали вместе в департаменте глобальных рынков SberCIB. Вученович был вице-президентом этого направления, а Хор в разное время отвечал за стратегию, продажу структурных продуктов клиентам и др. Около года они развивали совместный бизнес — сервис доставки на дом смесей для коктейлей Mixologist. Вученович рассказывает, что этот проект родился спонтанно весной в 2020 года, когда московские бары и рестораны вынужденно закрылись на период локдауна.
Месячная выручка проекта, по словам Вученовича, достигала 700 000 рублей, а прибыль — 250 000 рублей. Но по мере снятия коронавирусных ограничений московские бары и рестораны вновь открывали двери для посетителей, и выручка проекта падала. Поэтому предприниматели решили закрыть его и найти идею для более масштабного бизнеса.
К ее поиску они подошли как профессиональные инвестбанкиры: три месяца общались с инвесторами и предпринимателями о трендах, изучали, в какие ниши вкладывали больше всего денег в последние пять лет. Партнеры даже создали свой инструмент в Excel, помогающий оценить венчурный потенциал идеи, рассказывает Вученович. В результате они сформировали список привлекательных индустрий. Верхнюю строчку в нем занимал подбор витаминов под запрос клиентов. Ориентиром для них был сервис Care/of, основанный в США в 2015 году. В 2020-м немецкая фармацевтическая компания Bayer приобрела 70% в нем по оценке в $225 млн.