Как реновация Москвы не стала османизацией Парижа
В очередном выпуске подкаста Terra Cognita (создается при поддержке Русского географического общества) географ Руслан Дохов рассказывает о благоустройстве городов, механизмах присвоения районов горожанами, использовании больших данных для решения социально-экономических проблем и московской реновации.
О больших данных
Формально данные большого объема в географии были всегда. Данные классической статистики тоже большие — например, данные о населении за все переписи в одной стране. Но принципиальная особенность больших данных не в объеме, а в том, с какой скоростью они производятся. Согласно базовому определению географа Роба Китчина, это данные которые производятся быстрее, чем мы можем их обрабатывать на стандартных вычислительных устройствах.
Они крайне разнообразны внутри себя, и, в отличие от традиционной статистики, не собраны по заранее заданным правилам. Обычно, собирая статистику, мы заранее формулируем вопросы, делаем тщательно сбалансированные выборки. С большими данными мы не можем изначально предположить, какие результаты получим, они собираются в ходе функционирования каких-то других систем.
Например, в магазинах есть кассовые аппараты. В России и Казахстане у них есть одна особенность — на чеках внизу написано, что данная транзакция проведена неким ОФД (оператором фискальных данных). Это инновация РФ, сделанная, чтобы напрямую собирать налоги. Анализируя такие чеки, мы можем понять не только среднюю сумму покупки, но и многие детали — например, где колбасу дороже пятисот рублей покупали с пивом дороже трехсот рублей или где дорогое вино покупают после шести вечера. Ландшафт этих транзакций непосредственно связан с тем, как перемещаются люди.
Финансовые данные — пример того, как система, созданная для сбора налогов, генерирует гигантское количество данных. В перспективе их обработка позволяет находить новые ниши на рынке. Например, для ритейловых сетей, где очень сильна конкуренция. «Пятёрочка» и «Магнит» в России открывают больше чем по одному магазину в день. Если анализировать рынок традиционным образом, ты не успеешь, а новые алгоритмы дадут выигрыш.
О вернакулярных районах
В современном городе многие вещи связаны не в физическом пространстве, а в пространстве смыслов. Проще всего понять это, разобравшись, как мы представляем себе реальность. В географии есть понятие вернакулярности. Вернакулярные районы — это как я называю место, в котором нахожусь, это районы в моей голове.
Когда мы ходим в знакомые магазины, говорим в кафе «мне как обычно», мы присваиваем себе пространство, оно становится нашим. Скорее всего, мы хорошо представляем себе центр города и знаем свой район, а соседние такие же районы не знаем. И получается, что мы территориально близки, но в пространстве произведенных реальностей далеки друг от друга. Почему человек за модными кроссовками едет не в ближайшую точку, а в ту, которая ему известна? Он перемещается между своими пространствами. Чтобы понять это, нужно узнать его ежедневные ритмы, паттерны движения в городе — как он перемещается между домом, работой и какими-то еще «третьими местами». Большие данные позволяют понять эти связи и новые пространства.