Как реализоваться в современном мире: интервью психоаналитика
Поиск себя, осознание своих потребностей и желаний — экзистенциальные вопросы, которыми задается каждый современный человек. Психоаналитик Ален Ванье убежден, что нам необходимы убеждения, верования и идеалы, чтобы придать смысл своей жизни.
Почему потребность «найти себя» сегодня стала такой актуальной?
Ален Ванье: Это, на мой взгляд, не что иное, как один из симптомов современного неблагополучия. Много лет назад Зигмунд Фрейд объяснял в книге «Недовольство культурой», что люди ощущают неблагополучие из-за жертв, которых требует от них наша цивилизация. Так вот, если сегодня мы чувствуем, что нам необходимо найти себя, объясняется это тем, что мы чувствуем себя потерянными, предоставленными самим себе.
Два века назад никто бы не задавался подобным вопросом. Люди не искали себя, им это было не нужно: место каждого человека было отведено ему с рождения и навсегда. Происхождение, как социальное, так и семейное, устанавливало некие обязанности, ограничения, более или менее широкие возможности, определяемые родством. Европейской аристократической семье требовался наследник мужского пола, чтобы передать ему поместье и имя. От второго сына ожидалось, что он посвятит себя религиозному служению, и так далее.
В прошлом веке вам также не требовалось «найти себя» в профессиональном плане: ваше существование полностью определялось тем делом, которым вы занимались
Вы приходили на работу в 18 лет и проводили там всю жизнь, постепенно поднимаясь по карьерным ступеням, а затем спокойно уходили на пенсию. Традиционный уклад приносил утешение, но удерживал в инфантильной позиции — Фрейд говорил даже о «крепостной зависимости». Готов ли современный человек обойтись без этой поддержки? Сейчас люди лишены ориентиров, которые давало определенное и закрепленное за ними положение в обществе.
По каким признакам мы ощущаем свою потерянность?
Мы чувствуем это, когда утрачиваем что-то, что играло для нас роль якоря: супруга, например, или работу — ведь мы живем в обществе, в котором работа служит источником нашей идентичности. Или когда мы теряем цель в жизни: мы много лет стремились достичь чего-то, что принимает различные формы — это может быть женщина или мужчина, положение в обществе, предмет и так далее, — а затем, когда мы это получаем, то чувствуем пустоту. Одна из моих пациенток сказала мне, получив то, что она вроде бы хотела: «Теперь у меня такое впечатление, что я оказалась на дороге, ведущей прямиком к смерти».