«Не дождётесь»: разработчики о том, как они не отвечают на сообщения в рабочих чатах
Бесконечные уведомления мешают сконцентрироваться, а без них можно пропустить что-то важное? Издание Bubble поговорило с разработчиками, менеджером и психологом о том, как удалёнка привязывает к устройствам и что с этим делать.
У работы из дома много плюсов, но один минус точно есть: нельзя обратиться с вопросом к коллеге за соседним столом. Нужно писать сообщение и ждать ответ, и тут возникает много проблем.
Кто-то привык к синхронной коммуникации и требует молниеносных ответов от всех остальных. Кого-то мелкие вопросы в личке отвлекают от больших задач. А кто-то принимает радикальное решение отключить все уведомления, но то и дело заглядывает в мессенджер, опасаясь пропустить что-то важное.
Организовать удобную онлайн-коммуникацию — целое искусство. Единого правила тут нет, но мы собрали разные мнения. Со статьей нам помогали:
- Александр Белоусов — бывший разработчик и практикующий психолог.
- Юлия Белиал — project manager в геймдев-студии beresnev.games, в свободное время консультирует начинающих менеджеров.
- Алексей Гладких — backend-разработчик на Python и Rust, амбассадор новичков в программировании.
- Тимур Гафиулин — frontend-разработчик и, по его словам, амбассадор хард-скиллов, которых у него нет.
- Иван Громов — frontend-разработчик на Vue, работает в F6S.
Почему переписки в рабочих чатах становятся проблемой
Практически каждый, кто работает удалённо, сталкивался со сложностями в общении в онлайне. Одна из проблем — синхронная коммуникация в компании, когда руководство требует оперативно отвечать в мессенджерах на сообщения коллег. Многие этого не любят. Впрочем, и асинхронный формат тоже не идеальный. Рассмотрим главные сложности онлайн-общения в ИТ.
Сообщения отвлекают от работы
Основная задача программиста — писать код. Часть этой работы проходит за клавиатурой, а часть времени занимает обдумывание решений. Постоянные переписки в процесс программирования плохо вписываются.
Синхронная коммуникация смещает фокус внимания. Даже если просто видишь уведомление, у тебя над головой висит неизвестная задача, и уже труднее сосредоточиться. И когда человек от меня требует немедленного ответа, он будто хочет заменить мои приоритеты своими — так не пойдет.
Во время работы у меня [в соцсетях стоит] режим «Не беспокоить». Даже уведомления отключаю, а потом просматриваю все сообщения разом в отведенное время, по графику. Но, конечно, приходится быть гибким: на некоторых проектах важно общаться синхронно, и я доступен онлайн по несколько часов в день.
Алексей Гладких, backend developer
То, насколько важно быть на связи в рабочие часы — вопрос корпоративной культуры. Во многих IT-компаниях формат коммуникации довольно свободный — нет строгих правил, обязывающих отвечать на любое сообщение в течение пяти минут. И люди ищут способы организовать рабочий процесс.
Стараюсь приучать коллег к своему режиму. Пока никого сильно с этого не бомбило. Потому что каждый прибегает к своим уловкам. Кто-то блокирует время в календаре. Я смотрю в календарь босса, там каждый час занят. Спрашиваю: «Чем ты занят?». Отвечает: «я просто занят, не пишите, пожалуйста».
Алексей Гладких, backend developer
Стресс от новых задач мешает решать текущие
Рабочие сообщения бывают разными — не всегда это простые просьбы и хвалебные отзывы. Плохие новости или сложные задачи могут выбивать из колеи.
Висящие уведомления с непонятными задачами, которые не хочется решать — это одна из частых причин прокрастинации. У каждого есть комфортные задачи и некомфортные. И если программиста просят сделать какой-то блок кода, он это воспринимает нормально.
А если его просят пойти поговорить с дизайнерами, это может быть стрессом, если он не любит общаться. И обычно люди отдают приоритет комфортным задачам. А все уведомления с непонятными/неудобными тасками так и будут болтаться непросмотренными до последнего.
Александр Белоусов, психолог
Даже если формат коммуникации асинхронный, непрочитанное сообщение, на которое очень не хочется отвечать, может отвлекать от дел — особенно если человек по натуре тревожный.
Сообщений слишком много
Еще одна проблема — огромный объем входящих сообщений. Чем больше, тем труднее их разгребать. Это мотивирует отвечать синхронно — чтобы потом чат не затерялся в сотне других.
У меня уходить в оффлайн дольше, чем на 2-3 часа получается только в конце рабочего дня. Нужно регулярно быть на связи, хотя и нет такой директивы. Чаще всего я стараюсь отвечать на сообщения в течение 10-15 минут. Иначе я скорее всего просто забуду про вопрос и не отвечу вовсе.
Тимур Гафиулин, frontend developer
Непрочитанные сообщения вызывают чувство вины
Когда коллеги всегда отвечают оперативно, это может заставить человека подстраиваться под тот же режим — даже если ему синхронная коммуникация неудобна. Желание показать себя с лучшей стороны, искренняя забота о времени коллег, как и конформизм, тоже могут быть причинами. В некоторых компаниях синхронная коммуникация считается хорошим тоном, даже если в ней нет необходимости.
У меня бывает чувство вины, если не отвечаю коллегам сразу же. Отчасти это связано с неуверенностью в себе: не посчитают ли отсутствие ответа за непрофессионализм. А отчасти хочется поступать с другими как хотелось бы, чтобы поступали с тобой. Но ответы в течение часа-двух мне видятся вполне приемлемыми. У нас на проекте редко что-то «горит».