«Японские мифы»
В японских мифах перемешан региональный фольклор и элементы синтоизма, буддизма, даосизма и конфуцианства. Они до сих пор живы — в городских легендах, кино, музыке, видеоиграх и аниме. В книге «Японские мифы. От кицунэ и екаев до "Звонка" и "Наруто"» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»), переведенной на русский язык Ольгой Чумичевой и Валерией Ивановой, специалист по древней японской литературе Джошуа Фридман рассказывает о мифологии этой страны и о том, какое место она занимает в японской религии, культуре и истории. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным о́ни (鬼) — рогатым демонам, которые обитают в глуши, похищают и едят людей.
Заброшенные деревни
Средневековая Япония была почти полностью сельской. До XV века за пределами Киото было всего несколько значительных городов: Камакура, столица первого сегуната, и Дадзайфу, административный центр Кюсю. Однако в XV веке в сельских провинциях стали строить замки, а к концу XVI — началу XVII века вокруг них образовывались новые города значительных размеров и влияния, дзекамати. Теперь это ядро многих современных городов Японии. По мере своего развития они способствовали расширению внутренней торговли и распространению грамотности, в результате чего стало появляться больше записей о горожанах и сельских жителях. К середине XVI века рассказы и другие тексты о деревенской Японии активно писали и печатали. Их число только увеличилось в эпоху Эдо, когда книги гравюр на дереве получили широкое распространение во всех районах архипелага. Эти публикации являются самыми ранними источниками информации о фольклоре и мифологии людей за пределами имперского и сегунского дворов.
Сельская местность в этих повествованиях полна духов. Большинство из них являются синтоистскими ками в той или иной форме, некоторые происходят из буддийских, даосских и более размытых народных верований. Среди них есть духи определенного рельефа, другие же более универсальны в своих способностях и обитают где хотят. Такие духи известны под названием екай 妖怪, аякаси あやかし, мононокэ 物の怪 или мамоно 魔物. Екай — наиболее распространенный термин, который сегодня используется чаще всего. В прошлом чаще использовались аякаси и мононокэ; мононокэ — это также термин, обозначающий одержимость человека другим духом.
Существует много типов екаев. Некоторые были известны во всей Японии, другие относились к легендам какого-то региона или даже одной деревни. Начиная с XVIII века ученые начали создавать энциклопедии разных духов японской деревни, кульминацией их попыток стала серия иллюстрированных справочников работы Ториямы Сэкиэна (1712–1788). Эти книги до сих пор остаются наиболее известными описаниями монстров, населяющих японскую сельскую местность. C конца XIX века этнографы, например Орикути Синобу (1887–1953), проводили систематические исследования местного фольклора, и они нередко подтверждали распространенность сказок и существ из энциклопедий Ториямы. После Второй мировой войны многие традиционные истории начали теряться из-за растущего внимания к городской Японии. Тем не менее записи фольклора, сделанные как в эпоху Эдо,