«Пивная открывалка» в честь Великой Победы. Как война памятников сближает Россию и Польшу
Консервативные польские власти воспринимают установку памятников прежде всего как утверждение своей воли и унижение «безродных либералов». В этом они поразительно похожи на российские
Монументальное сближение
Война памятников или, как ее частный случай, война за памятники — то есть за право поставить в городском пространстве помпезные и бросающиеся в глаза монументы — явление, хорошо знакомое в современной российской действительности.
Сооружения вроде громадной скульптуры Михаила Калашникова на Садовом кольце или князя Владимира на Боровицкой площади — лишь одни из последних примеров появления в центре Москвы мемориальных объектов, главный смысл установки которых сводится, кажется, к демонстрации могущества инициаторов их установки.
Впрочем, борьба за право навязать свой монументальный вкус и утвердить свои представления о том, что и как следует поминать в прошлом своей страны и народа, происходит не только в России. Ситуация, когда власть провозглашает себя хранителем консервативных ценностей и «правильных» представлений о национальной истории и при этом считает угрозой любые покушения на предлагаемый консервативный канон со стороны разных общественных групп, может воспроизводиться в разных регионах Европы и мира. А значит, искушение «обезопасить» публичное пространство консервативным монументализмом может и будет возникать не только на одной седьмой части суши.
Возможно, наиболее наглядным примером является коллизия, разворачивающаяся сейчас в Польше — стране, консервативные власти которой постулируют свое настороженное отношение к России и едва ли стремятся быть на нее чем-то похожими. Однако есть закономерности, которые сохраняются вне зависимости симпатий или антипатий к отдельной стране.
Выше дворца
Как обычно бывает в подобных случаях, поводом для возникновения коллизии стало приближение важной исторической даты. В 2020 году будет отмечаться столетие Чуда над Вислой — победы Войска польского под командованием Юзефа Пилсудского в битве под Варшавой и последующего полного разгрома Красной армии в Советско-польской войне. Событие, значение которого для истории Польши едва ли кто-то собирался оспаривать, тем не менее, послужило поводом для горячего противостояния. Предметом спора стал монумент, который предполагается возвести в память о Варшавской битве. При этом спор о памятнике спустя сто лет после Варшавской битвы объясняется вовсе не тем, что польское общество разошлось в оценках этого события — при всех возможных тонких различиях в восприятии Чуда над Вислой левыми и правыми политическими силами, никто не отрицает, что именно это событие обеспечило независимость польского государства в последующие 20 лет. Это именно тот случай, когда стиль — и самого монумента, и способов, при помощи которых сторонники добиваются его утверждения, красноречиво говорит о действующей государственной власти.