Как программист из Томска создал стартап в Сан-Франциско, привлек $8 млн и заинтересовал Coca-Cola и L'Oreal
Даниил Кравцов придумал агрегатор маркетинговых услуг Improvado, который позволяет автоматически собирать данные о поведении пользователей в Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter и на десятках других платформ. Россиянин переехал в США, привлек $8 млн и уже заключил контракты с несколькими международными корпорациями
К 35 годам основатель сервиса Improvado Даниил Кравцов успел стать серийным стартапером с богатым опытом. Он создавал софт для букмекерских контор, неудачно запускал проект для командной работы с файлами, а успех предпринимателю принес маркетинговый онлайн-аукцион, который удалось продать за $3 млн. На вырученные деньги Кравцов решил попытать счастья за океаном. Он переехал в Сан-Франциско и попробовал перезапустить аукцион на местном рынке. Но американские инвесторы оказались не в восторге от модели с классической схемой продажи рекламы, и россиянину пришлось начинать разработку с нуля. Он перевел услугу в «облако» и стал продавать рекламные пакеты по подписке. Новая схема вызвала интерес 60 частных инвесторов, которые совокупно вложили в Improvado $8 млн, и десятков клиентов со всего мира — в их числе гиганты Coca-Cola, L'Oreal и Philips.
Программное мышление
До 16 лет Даниил жил с родителями в маленьком казахском городе Темиртау. В школе увлекся программированием и даже стал победителем международной олимпиады по этой дисциплине, что дало возможность поступить в любой российский вуз. Семья выбрала государственный университет в Томске, где Даниил решил изучать системы управления и радиоэлектроники — сибирский город показался Кравцовым наименее дорогим для жизни. Вскоре родители Даниила развелись, и ему пришлось обеспечивать себя самостоятельно. «Я понимал, что многое легло на мои плечи. Начал подрабатывать написанием дипломов по программированию, а на втором курсе устроился 1С-программистом», — вспоминает Кравцов.
На втором курсе Даниил вместе с университетскими друзьями решил запустить собственный проект и стал писать софт для зарубежных букмекерских контор (их названия предприниматель не раскрывает), который анализировал коэффициенты и расчет ставок. Подробно об этом периоде Кравцов не говорит — признает только, что сфера была «очень выгодна коммерчески». В гемблинге он проработал несколько лет, накопил «серьезную финансовую подушку», но в итоге ушел из игорного бизнеса.
Оставив доходное дело, Даниил решил заняться саморазвитием и в 27 лет поступил в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики — в магистратуру кафедры технологического предпринимательства и управления инновациями. Вместе с однокурсниками он предпринял новую попытку запустить бизнес и разработал бесплатный онлайн-сервис для удаленной командной работы с файлами Rizzoma. Платформа была аналогом закрывшегося тогда проекта Google Wave, который соединял в себе функции электронной почты, чата и инструмента для совместного редактирования документов. Кравцов прошелся по блогам пользователей Google Wave и сообщил им об альтернативе. Благодаря этому уже в первые полгода сервисом пользовались около 300 000 человек по всему миру. Аудитория росла на 10-15% в месяц, в среднем пользователи проводили в Rizzoma около 40 минут в день. «Я был в каком-то смысле окрылен и зазомбирован этим успехом и поверил, что мы следующий Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Gmail, будем расти и расти», — признается Кравцов.
Монетизировать сервис он не спешил — планировал идти по классическому пути стартапов, работающих по инвестиционной модели, благо, накопления от букмекерского проекта еще сохранялись. Но первый успех оказался обманчивым: Rizzoma не смог завоевать массовую аудиторию. Среди клиентов были в основном менеджеры по продукту и команды, занимающиеся разработкой. Кравцов ждал до последнего и не хотел признавать, что проект не взлетел. Но спустя два года он все же решил оставить платформу в открытом доступе для пользователей и двигаться дальше в надежде, что однажды еще вернется к Rizzoma. Сейчас сервисом пользуются около 50 000 человек, но программа по-прежнему не монетизируется.
Неутомимый стартапер
Кравцов не опустил рук и в 2014 году начал разрабатывать новую идею — сервис, который помогал маркетологам закупать рекламу из разных источников: социальных сетей, поисковых систем, приложений. Предприниматель хотел организовать онлайн-аукцион между продавцами и покупателями в реальном времени. Об идее он рассказал будущим партнерам Александру Минакову и Олегу Николаеву. С Минаковым Кравцов познакомился на одной из IT-конференций в Москве во время презентации Rizzoma, а с Николаевым, выходцем из рекламной индустрии, как-то играл в футбол. Затея понравилась будущим партнерам, и они присоединились к проекту. Компанию назвали RTB-Media (Real Time Bidding — от англ. «торги в реальном времени». — прим. Forbes).
В стартап согласился вложиться российский венчурный фонд Impulse VC совместно с Moscow Seed Fund. Сумма инвестиций составила 15 млн рублей (доли, которые получили инвесторы, здесь и далее Кравцов не раскрывает). «Начинкой» проекта — маркетингом и работой с большими данными — Даниил занялся лично. «Современный маркетинг очень технический, людям с «нетехническим» образованием тяжело его понимать. И поскольку не было таких людей рядом, пришлось заниматься им самому», — рассказывает Кравцов.
По его словам, в России рекламные аукционы начали набирать обороты с 2011 года, и сервис оказался востребованным. Уже в следующем 2015 году оборот компании составил 100 млн рублей. Рекламу через RTB-Media закупали «Аэроэкспресс», «Мегафон», Miele, коммуникационные агентства OMD, MOVIE, Allen Media. На волне успеха, через год после основания компании, Даниил вместе с женой решил переехать в Сан-Франциско. Пара много путешествовала, и Сан-Франциско показался им лучшим местом для жизни. «Сан-Франциско очень отличается от США. Это как современный Вавилон, центр цивилизации», — объясняет свой выбор предприниматель.