Фактор Навального: как придуманное им «Умное голосование» помогло оппозиции и власти
Благодаря «Умному голосованию» в Мосгордуму прошло значительное количество депутатов от оппозиции. Вместе с тем — и это парадокс «Умного голосования» — оно же помогло власти удержать за своими выдвиженцами большинство округов.
8 сентября Москву накрыло протестное голосование. Итоги выборов не совсем воспроизводят привычную для столицы географию протеста. Обычно оппозиционное голосование более выражено наблюдается в центре и прилегающих районах по дуге с северо-востока на юго-запад. На этот раз оно охватило целый ряд спальных районов на востоке и юге Москвы, прежде относившихся к устойчиво провластному полюсу. А вот в ряде протестных районов севера и юго-запада Москвы власти удалось вытянуть своих кандидатов благодаря, в том числе, спорам вокруг «Умного голосования» — ведь многие сторонники либеральных сил не последовали призыву голосовать в основном за коммунистов. Тем не менее, уровень протестного голосования оказался высоким практически везде.
Как сработала на московских выборах технология «Умного голосования»? Ответ на этот вопрос одинаково важен и для власти, и для оппозиции — тем более, что строгое следование одной общей стратегии оказалось ошибочным для обеих сторон.
Проект Алексея Навального «Умное голосование», безусловно, достиг заявленных целей — ведь Навальный призывал бросить все силы на то, чтобы помешать избранию в Мосгордуму согласованных кандидатов от власти. Получит ли мандат реальный оппозиционер или кресло достанется техническому депутату-«ноунейму» для него было неважным.
На фоне резкой политизации московских выборов и популяризации темы «Умного голосования» ещё в августе стало понятно, что узко хозяйственная, неполитическая повестка провластных кандидатов, которые к тому же не были связаны ни с каким ярким партийным или общественным брендом, может оказаться недостаточной для того, чтобы мобилизовать на участки довольного жизнью избирателя.
Так и получилось. Это видно из сопоставления явки и исхода выборов. Явка в среднем по городу оказалась почти такой же, как и на прошлых «спокойных» выборах в 2014 году —21,04% пять лет назад, и 21,77% в этом году. Но соотношение лояльных и протестных избирателей среди пришедших на участки кардинально изменилось.
Пять лет назад оппозиция выиграла лишь три «несогласованных» для неё округа. В этом году планы власти не реализовались сразу в 20 округах из 45. При этом в 18 округах проиграли прямые выдвиженцы мэрии. В округе №43 после сенсационного ухода с выборов Нюты Федермессер и возвращения «яблочника» Сергея Митрохина, административной поддержкой пользовался кандидат ЛДПР. В округе №37 админресурс на этапе агитации помогал лидеру московской «СР» Александру Романовичу.