Как написать кино о Джеймсе Бонде? Рассказывают сценаристы
7 октября в российский прокат вышел 25-й фильм о Джеймсе Бонде "Не время умирать"(и последний с Дэниелом Крейгом в главной роли). Американский Esquire побеседовал с несколькими авторами, приложившим руку к образу агента 007, среди которых сценарист «Золотого глаза» Брюс Ферштейн и писатель Энтони Горовиц. И вот, что выяснил.
Писать сценарий о Бонде — задача не из легких. Ваши идеи должны быть свежими и новыми, но не нарушать традиционных представлений о Бонде. Надо показать Бонда с новой стороны, с должным почтением отнесясь к истории этого персонажа, ставшего частью культуры еще до коронации Елизаветы Второй. Надо придумать что-то громкое и зрелищное, не воспроизведя ненароком сценарий к «Умри, но не сейчас».
«По-моему, чтобы получилось успешное кино про Бонда, надо всегда делать одно и то же, только по-другому», – как-то заметил Кристофер Вид, адаптировавший к экрану «Лунного гонщика» и «Шпиона, который меня любил».
До того как начать работу над «Не время умирать», Нил Пёрвис вслух беспокоился, что «просто понятия не имеет, как в наше время взяться за фильм о Джеймсе Бонде», учитывая скорость, с которой мир иногда переворачивался в последнее десятилетие. Но как бы ни менялось общество, в котором действует персонаж Бонда, для Энтони Горовица его обаяние остается простым и непотускневшим.
«Хотя некоторые его взгляды и поступки не вяжутся с тем, как мы смотрим на мир сейчас, я всегда сильно восхищался этим персонажем, — говорит Горовиц, написавший два романа — продолжения серии о Джеймсе Бонде, «Смертельный курок» и «Отныне и вовеки». — Для меня он всегда был кем-то вроде темного рыцаря в описании Кингсли Эмиса, романтическим героем, если угодно — подобием Клинта Иствуда, человеком без имени, который появляется, спасает мир, а потом исчезает за горизонтом».
Прежде чем взяться за дело, вы должны смириться с первым сценарным законом бондианы.
Последнее слово всегда остается за продюсерами Барбарой Брокколи и Майклом Дж. Уилсоном. Придется вносить правки. Эти правки придется переписывать. Потом, скорее всего, придется переписывать переписанное.
«Это очень-очень долгий и очень коллективный процесс», — говорит Брюс Ферштейн, который был главным сценаристом фильма «И целого мира мало» и соавтором сценариев «Завтра не умрет никогда» и «Золотой глаз».
Не всем сценаристам приходится по душе такой подход. Кристоферу Вуду, работавшему над «Шпионом, который меня любил» и «Лунным гонщиком», он не подошел.
Вуд был не в восторге от вдохновленной «Звездными войнами» задумки «Лунного гонщика» и беспокоился, что экшен-сцены окажутся ниже всякой критики.
«В космическом скафандре особо не порезвишься», — вспоминал он в интервью 2012 года.
Тем не менее раскачивать лодку он не собирался:
«Сказал ли я Альберту (Альберт Брокколи, продюсер кинофраншизы о Джеймсе Бонде. — Esquire), что его идея никуда не годится? Нет».
К работе над «Спектром» сценаристов Нила Пёрвиса и Роберта Уэйда привлекли уже после начала предпроизводства, поручив им изменить третий акт. Продюсеры не знали, чего хотят. Они знали лишь, что не хотят то, что имеют.
«А иногда они не могли решить, чего хотят, пока не увидят это на бумаге, — рассказал Пёрвис газете Telegraph. — Приходилось писать сцену за сценой. Мы писали неимоверно много».
Ферштейн во время нашей телефонной беседы по несколько раз переформулирует фразы, прежде чем остановиться на подходящем выражении.
«Барбара и Майкл всегда держат руку на пульсе, они вовлечены на каждом этапе и как бы… — он умолкает на полуслове. — Не знаю, как получше выразиться, но... Барбара и Майкл защищают франшизу».
Брокколи, дочь первоначального продюсера Альберта Брокколи, занимается бондианой с 1997 года, когда отвечала за рекламу «Шпиона, который меня любил»; Уилсон, пасынок Альберта и сводный брат Барбары, взялся за Бонда в 1972 году. Эти двое обладают организационными знаниями об агенте 007.