Как медитация поможет спасти мир, а не только вас
Интервью с экспертом по осознанности Шэрон Зальцберг о том, как найти баланс между гармоничным внутренним миром и борьбой за перемены во внешнем.
Преподаватель по медитации Шэрон Зальцберг закончила свою новую книгу до того, как мир охватила пандемия. И до того, как убийство Джорджа Флойда с новой силой разожгло конфликт на почве социальной и расовой несправедливости. Одиннадцатая по счету книга получила название «Настоящие перемены: осознанность как способ исцелить себя и мир». Зальцберг вместе с двумя другими буддийскими преподавателями основала Общество по изучению медитации (The Insight Meditation Society) в 1975 году. В книге она использует свой примерно 50-летний стаж исследования и преподавания для того, чтобы «исследовать взаимосвязь между деятельностью, направленной на изменение мира, и ясностью и состраданием, вытекающими из практики осознанности и любящей доброты».
Конечно, когда мы думаем о том, какие невероятные усилия необходимо приложить, чтобы поменять мир (не говоря уже о его исцелении), практика осознанности не кажется эффективным решением. Как пишет сама Зальцберг: «Иногда эти практики рассматриваются как противоположность приверженности социальным изменениям. Их принимают за своего рода снотворное, которое мы можем принять и чувствовать себя хорошо независимо от того, что происходит вокруг нас».
Но будучи мудрой женщиной, Шэрон отнюдь не отстаивает осознанность вместо действий. Напротив, она предлагает воспринимать осознанность как необходимое условие для восстановления чувства ответственности и воли в трудные или напряженные времена. И только с этим чувством мы сможем добиться значимых и устойчивых перемен.
Например, сейчас существуют разные виды гнева: злость на реакцию государства на пандемию, гнев на людей, которые не носят маски, злость из-за расового неравенства. «Вам необходимо уважать этот гнев, – объясняет Зальцберг. – В нем есть определенная мудрость». Гнев может послужить тревожным сигналом, который указывает на то, что не так и что нужно поменять. Но когда вы полностью ослеплены этой злостью, буквально потеряны в ней, вы не в состоянии понять эту мудрость и услышать этот сигнал.
Зальцберг уверена, что осознанность подобна правильно подобранным очкам для зрения. Благодаря ей можно ясно чувствовать то, что мы чувствуем, – так, чтобы эти ощущения не овладевали нами. Осознанность может показать нам, что мы в силах контролировать, а что нет, может быть поддержкой и опорой на протяжении всей череды перемен, может помогать нам «находить отвагу в гневе и устойчивость в печали». Осознанность – это принятие без смирения. Мы понимаем, как обстоят дела, чтобы найти наиболее конструктивное решение.
GQ попросил Зальцберг поделиться своей буддийской мудростью, чтобы помочь нам справиться с некоторыми нынешними тревогами. Мы обсудили, как пережить то, что некоторые люди не носят маски, и как относиться к чувству вины, чувству ответственности и к привилегиям. Кроме того, поговорили о том, почему осознанность пора перестать принимать за нечто претенциозное – иногда это просто значит «не бить кого-то в челюсть».
GQ: В западной концепции осознанности, мне кажется, мы часто воспринимаем медитации как уход от страданий. Но в книге вы говорите о медитации как о пути к тому, чтобы лучше познать наши страдания. Почему так?
Шэрон Зальцберг: Существует множество способов медитации и множество разных видов и случаев. Конечно, порой медитация дарит отдых и расслабление. Но она вовсе не заглушает мысли и не избавляет от чувств. Мы просто получаем некоторое пространство, где мысли и чувства происходят, но мы при этом не путаемся в них. За эти годы я встречала много людей, которые посчитали, что потерпели неудачу в медитации. А все потому, что они все еще думают, у них куча мыслей или болезненных чувств. Но мы не верим, что можно потерпеть неудачу в этом деле. Суть не в том, чтобы избавиться от мыслей и ощущений. Дело в том, чтобы установить другие взаимоотношения с ними, чтобы мы перестали принимать все так близко к сердцу, чтобы перестали быть одержимыми нашими мыслями и чувствами.
Есть такая распространенная тенденция, что если происходит что-то тяжелое физически или морально (например, сердечная боль или разочарование), мы начинаем сразу думать наперед, добавлять что-то – то есть нагнетать. Как я себя буду чувствовать завтра? А на следующей неделе? В итоге у нас есть не только реальная трудность, но и все эти ожидания. У нас есть большое количество мыслительных привычек, которые работают не в нашу пользу. Медитации отчасти помогают исправить и это.
Получается, с медитациями приходит и качественный отдых, и множество инсайтов.
Осознанность – это о том, как быть с теми переживаниями, которые наиболее явны, доминируют в тот или иной момент. Она может начинаться с чего-то вроде ощущения собственного дыхания. И дальше, если что-то другое начинает преобладать, мы обращаем внимание на это. Если у нас есть сильная эмоция, мы обычно зациклены на объекте, который вызвал эту эмоцию. Если я зол – это провокация. Если мы полны желаний – дело в объекте. Мы не так часто разворачиваем фокус нашего внимания и спрашиваем: Что я чувствую, когда хочу чего-то так сильно? Что я чувствую, когда в гневе? Что я чувствую, когда мне так страшно? Это первый шаг.