Как IT-сервисы проходят путь от внутреннего инструмента до публичного решения
Google, Amazon, Microsoft, как и множество других компаний, создают внутренние инструменты для своих целей — они помогают быстрее решать задачи и оптимизировать бизнес-процессы. Так, Gmail тоже был когда-то внутренним проектом. В среднем разработчики тратят 34% своего времени на создание и обслуживание внутренних сервисов, говорится в исследовании компании Retool. Некоторые из них становятся публичными и превращаются в отдельный продукт, а порой — и в новую компанию. Заместитель генерального директора компании Pravo Tech Кирилл Кондратенко делится подборкой таких проектов.
Yandex Tracker
Это сервис для управления проектами и задачами, был создан для работы внутри «Яндекса». Там сервис используется даже для заказа печенья на кухню. А в 2017 году компания открыла продукт для внешних пользователей.
Изначально инструмент создавался для того, чтобы улучшить коммуникации внутри компании. До Tracker использовалась Jira, которая в целом всех устраивала, но ее было сложно интегрировать с внутренними сервисами. Кроме того, она не помогала организовать работу тысяч человек в едином пространстве. Компания росла, а вместе с ней — и количество задач. Поэтому в 2012 году начали создавать трекер — это был рискованный выбор из всех возможных решений проблемы. Он давал больше свободы и возможностей, но в случае неудачи были бы проблемы с одним из ключевых инструментов для разработки и планирования.
Эксперимент оказался успешным, и сервисом начали интересоваться другие компании — они узнавали о нем от бывших сотрудников. Поэтому «Яндекс» переработал архитектуру, чтобы масштабировать Tracker до сотен тысяч организаций, и открыл его для всех желающих.
Doma.ai
Управляющая компания «Лига ЖКХ» начала разрабатывать собственную CRM-систему, потому что перестала справляться с количеством данных и инструментов для их обработки. Система помогла объединить все задачи из «Google Таблиц» и других сервисов в одном месте. В итоге получился продукт с прицелом на сферу ЖКХ.
Опробовав инструмент внутри, компания быстро поняла, что у него большой потенциал и его можно вывести в самостоятельный проект. Так появилось решение Doma.ai для УК и ТСЖ. Оно помогает управлять многоквартирными домами и делает этот процесс максимально понятным для УК. С помощью системы можно вести реестр объектов управления и персонала, собирать информацию о платежах, отслеживать задачи и сроки их выполнения, отвечать на обращения собственников. Еще в Doma.ai есть интерактивная виртуальная карта дома с подъездами, квартирами и инженерными коммуникациями.
Basecamp
История сервиса началась в студии веб-дизайна 37Signals из Чикаго. Команда пыталась управлять проектами по электронной почте, но это получалось не очень хорошо: люди выпадали из разговоров, а проекты терялись. Готовые решения оказались слишком сложными. Так компания решила создать собственное приложение для управления проектами.
В первоначальной версии Basecamp (тогда еще приложение называлось 37signals) было несколько интегрированных инструментов: доски сообщений, список дел и трекер. В итоге улучшилось общение с заказчиками и появилась прозрачность в работе над проектами — это заметили даже клиенты студии. Новая система оказалась весьма успешной, и разработчики решили показать свой инструмент другим людям, которые хотели бы его использовать в своих командах. В 2004 году сервис появился в открытом доступе.