Перспективы онлайн-образования в России: чему будут учиться женщины — предприниматели и руководители
Пандемия и самоизоляция еще раз доказали, что лучшие инвестиции — это инвестиции в себя. Именно поэтому рынок онлайн-образования в России и мире стал расти еще быстрее. Причем в свое развитие активнее всего стали вкладывать женщины, занимающие высокие позиции или работающие на себя
Объем российского рынка b2c онлайн-образования достиг 38,5 млрд рублей при среднегодовых темпах роста на уровне 20%, по данным исследования, проведенного EdMarket, «Нетологией» и Talent tech. По прогнозам экспертов, к 2023 году его величина составит 60 млрд рублей в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12-15%. При этом объем мирового рынка онлайн-образования по итогам прошлого года составил $74 млрд, по данным отчета «Интерфакс Академии». Основатель «Школы бухгалтерского бизнеса» Полина Муртазина рассказывает, какое место в системе онлайн-образования занимают женщины и чему они будут учиться в будущем.
Женщины в онлайн-образовании
Наиболее «денежные» сектора онлайн-образования в нашей России — это дополнительное профессиональное и высшее образование, чей объем составляет около 7 млрд рублей и 6,8 млрд рублей соответственно, следует из данных исследования Russian EdTech Research 2020. И большая часть потребителей таких услуг — женщины, занимающие руководящие позиции или имеющий свой бизнес, среди которых популярна идея об «обучении длиною в жизнь». Они считают, что, чтобы добиться успеха в современном мире, надо постоянно получать актуальные знания и осваивать новые навыки, иначе можно безнадежно отстать от жизни.
Если говорить о рынке дополнительного профессионального образования, то там дамы составляют ядро аудитории. По данным исследования EdMarket, «Нетологии» и Talent Tech, на онлайн-курсы чаще всего записываются девушки, которые являются предпринимателями, руководителями или высокооплачиваемыми специалистами, без детей, чей средний возраст около 25 лет. Их основная мотивация для обучения — это желание лучше разбираться в себе и людях и вести здоровый образ жизни. Впрочем, женщины более старшего возраста тоже не отстают, но у них главная цель обучения — это развитие бизнеса и карьеры и повышение профессиональных навыков. Это и понятно. В более молодом возрасте мы больше сконцентрированы на познании себя, поиске предназначения, создании семьи. А чем старше становимся, тем больше хотим развивать тот успех, которого уже добились, и обеспечить себе финансовую стабильность.
Кроме того, российские предпринимательницы обычно не останавливаются на каком-то одном направлении, а осваивают разные сферы, потому что хотят развиваться всесторонне. И это очень позитивный тренд, поскольку именно баланс во всех сферах жизни помогает не только добиваться поставленных целей, но и предотвратить эмоциональное выгорание и стать счастливее. В 2019 году, например, 24% целевой аудитории рынка брали две различные образовательные программы, 16% — три, 8% — четыре, а 9% — не менее пяти. Причем почти одинаково популярно обучение и для продвижения по карьерной лестнице и развития бизнеса, и для «удовольствия».