Как делать деньги на молодых художниках. Лайфхаки берлинского галериста
Как заполучить работы Дэвида Хокни, Джона Балдессари на свою выставку и как убедить клиентов покупать начинающего художника. Отвечает галерист Роберт Грюненберг, который привез в Москву работы Яна Цоллера
В независимом арт-пространстве Дinamika enterprise открылась первая российская выставка немецкого художника Яна Цоллера. По этому случаю в Москву приехал берлинский галерист Цолера Роберт Грюненберг. Выставка под названием SPA (sibo), вдохновленная традиционной русской баней, открыта до 9 июня. Роберт Грюненберг рассказал Forbes Life о том, чем молодой художник может быть интересен галеристам, как бороться с гомогенностью арт-рынка и как уговорить Дэвида Хокни принять участие в выставке молодой берлинской галереи.
Художнику Яну Цоллеру 27 лет. Как давно вы его представляете?
Я обратил внимание на работы Яна прошлым летом по совету друга. Когда мы познакомились, он как раз заканчивал учебу в Государственной Академии художеств Карлсруэ. Достаточно было одного взгляда на работы, чтобы внутри меня что-то щелкнуло, и уже через две недели я включил их в свою групповую выставку под названием «Теряя девственность». Выставка занимала четыре зала моей галереи в Берлине и была посвящена авторам, которые только начинают свой творческий путь. Мне кажется, когда художник лишается защитной оболочки учебного заведения и вступает в жестокий мир арт-рынка, его искусство так или иначе меняется. В случае Яна этот процесс прошел очень успешно, практически все его работы были распроданы.
Как вы думаете, почему?
Его работы воздействуют на зрителя на самых разных уровнях. Они моментально цепляют взгляд, кажутся немного мультяшными и очень легкими для восприятия. Поэтому они всем нравятся. Но при этом Ян прекрасно знает историю искусства. В его произведениях есть второй слой, считываемый людьми, разбирающимися в том, как устроена живопись, как она работает.
Какой у вас, как у галериста, второй слой, какой бэкграунд? Как вы пришли к созданию галереи?
Я изучал историю искусства, литературу и немного экономику, работал в издательском бизнесе. Постепенно мой интерес сместился к организации выставок. Переломным моментом стал групповой проект, посвященный пальмам в искусстве. Он был довольно успешным, после чего я принял решение открыть галерею.