Как блогеру не попасть под статью. Юридический чек-лист
За последние несколько месяцев Следственный комитет возбудил как минимум три уголовных дела против блогеров с миллионной аудиторией — Валерии и Артема Чекалиных, Александры Митрошиной и Елены Блиновской. Их обвиняют в неуплате налогов на крупные суммы. Адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Екатерина Махова рассказывает, какие у блогеров есть риски с точки зрения закона и как их снизить, чтобы не попасть под статью.
Договорные риски
Как правило, блогер заключает договоры с подрядчиками, исполнителями и заказчиками. Например, в запуске марафона участвуют разработчики сайта, маркетологи, режиссеры, операторы и другие подрядчики. Нередко блогеры ведут бизнес, продавая товары под собственным брендом. Например, у Оксаны Самойловой есть бренд косметики Sammy Beauty, у Валерии Чекалиной — Letique Cosmetics, у Павла Воли и Ляйсан Утяшевой — бренд одежды VOLЯ WEAR. Они также взаимодействуют с производителями и поставщиками.
Часто блогер объясняет неслучившийся «запуск» недобросовестными подрядчиками (например, товар поступил с браком). Так, фуд-блогер Диана Ирова в своем Telegram-канале поделилась проблемой с IT-специалистом, который не отвечал на ее звонки и сообщения. Из-за этого сорвались сроки по запуску сайта и направлению рассылок.
Чтобы снизить подобные риски, нужно проверять контрагентов и грамотно составлять письменные договоры.
В договоре можно предусмотреть, что именно и в какие сроки необходимо сделать, в каком порядке устраняются недостатки, какова ответственность сторон за нарушения. Всё это нужно закрепить «на бумаге»: договор должны подписать обе стороны (очевидно, но не всегда это происходит). В таком случае контрагенты будут действовать соответствии с договоренностями, так как будут знать о последствиях их нарушения.
Договорные риски возможны и в том случае, когда блогер выступает исполнителем. Например, продает свое обучение, марафон, товары или иной продукт. Здесь важно учитывать нормы Закона о защите прав потребителей, чтобы не оказаться замешанным в споре с недовольным покупателем или подписчиком. Запуская свой продукт, блогеру должен быть готов к претензиям и иметь правовое обоснование своих действий.
Иски против Насти Ивлеевой и Гоар Аветисян
В июне 2022 года тренер с десятилетним опытом работы Виталий Гудков подал иск о защите прав потребителей и компенсации морального вреда к Анастасии Ивлеевой после того, как она выпустила онлайн-цикл тренировок. Истец приобрел спортивный курс Ивлеевой и посчитал, что часть физических упражнений в нем могут быть вредны для здоровья. Гудков также заявил, что Ивлеева пропагандирует нездоровый образ жизни, так как на некоторых кадрах курса она употребляет вино.
Другой случай — иск к Гоар Аветисян за ее курс «Метод Гоар». Истец — автор «Бешеной сушки» Василий Смольный — посчитал онлайн-курс блогера по похудению мошенничеством и попросил суд установить компенсацию в размере 350 млн руб., ссылаясь на Закон о защите прав потребителей. В итоге иск вернули истцу, а его требования не были рассмотрены по существу.
Риски нарушения авторских прав
Платный продукт блогера может оказаться в свободном доступе — на сайте сливов и складчин. В интернете множество сайтов, которые бесплатно размещают платные онлайн-курсы как крупных образовательных платформ, так и медийных блогеров. Эти же курсы можно найти в Telegram-каналах.
Чтобы пресечь нарушение авторских прав, нужно закрепить их за собой, заключать соглашение о конфиденциальности с сотрудниками и договоры об отчуждении прав с авторами, принимающими участие в создании продукта.