Малевич и неевклидова геометрия. 5 примеров того, как научные открытия влияли на искусство
До 2 июля в Еврейском музее и центре толерантности работает выставка «На языке правил и исключений» о синтезе науки и искусства. «Сноб» рассказывает на нескольких примерах, как научные открытия находили свое отражение в изобразительном искусстве
Ян Вермеер и камера-обскура
Почти все произведения Яна Вермеера сейчас представлены на выставке его работ в Амстердаме, но в экспозиции Еврейского музея можно увидеть камеру-обскуру, которую предоставил из своих фондов Политехнический музей. Спустя века после ее изобретения, в XI веке, камера-обскура стала важным инструментом для создания эскизов. Например, с помощью телескопа, прикрепленного к отверстию камеры-обскуры, астроном Иоганн Кеплер создавал панорамные наброски пейзажей. В истории искусства одним из самых ярких примеров использования этого устройства является творчество знаменитого голландского мастера Вермеера. Считается, что именно благодаря использованию камеры художник добился такой реалистичности своих работ, а также идеально выстроенной перспективы.
Поль Синьяк и законы синхронного контраста цветов
Двумя самыми известными представителями дивизионизма, или пуантилизма, являются Жорж Сера и Поль Синьяк. Жорж Сера был первым живописцем, который использовал новый художественный метод, а Поль Синьяк стал первым, кто ввел термин «пуантилизм», обосновал его и снабдил теоретическими объяснениями в книге «От Делакруа к неоимпрессионизму», изданной в 1899 году. Искусство неоимпрессионизма частично заимствовало научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шевреля «Законы синхронного контраста цветов». В свой работе Шеврель пишет о возможности человеческого глаза воспринимать цвета: если цвет находится в окружении других цветов, то они, влияя друг на друга, изменяются. Этот принцип лег в основу исследований художников-пуантилистов.