Как аудиоформаты завоевывают рынок и зачем они нужны
Что происходит с рынком аудиоформатов в России и за ее пределами, «Снобу» рассказала сооснователь студии подкастов Brainstorm.fm Анна Ковалева
Мы живем в интересное время: все, что связано со звуком, набирает стремительную популярность. Вспомните хотя бы голосовые сообщения, которые во многом подготовили почву для восприятия аудиоформатов: сколько у них было противников, когда они только появились, — и сколько сторонников сейчас. Все движется в сторону «голосового интернета»: мы уже умеем управлять сервисами и умными устройствами при помощи голоса, пользуемся голосовыми коммуникационными платформами и потребляем digital-контент в аудио. 2020-й стал важным годом для российского подкастинга (хотя бы потому, что теперь не нужно объяснять, что же это такое).
Согласно оценке экспертов IAB Russia, в 2020 году российская аудитория подкастов составила 11 млн слушателей, а в 2024 году, по прогнозам экспертов, их будет слушать 18 млн человек. В отличие от американского рынка, который сейчас развивается уже умеренными темпами, российский сегмент только перешел в стадию активного роста. Разумеется, это относительно молодой рынок, правила функционирования которого все еще находятся на стадии формирования. Тем не менее он уже перестает казаться стихийным и состоять исключительно из авторов-энтузиастов.
Сейчас подкасты создают и профессиональные продакшн-студии, и известные медиа, и крупные компании; развитие индустрии поддерживают популярные музыкальные сервисы и стриминг-площадки. Так, например, «Яндекс.Музыка» активно популяризирует новый для российского рынка формат и продвигает его в массы: по данным сервиса, каждый четвертый подписчик слушает подкасты с мобильного телефона или с десктопа.
Ну и конечно же, главным интернет-событием последних месяцев стал релиз звуковых социальных сетей сначала на мировом, а потом и российском рынке: сначала — Clubhouse, вслед за ним — запуск менее известных Stereo, Cappuccino и Space. Во время пандемии люди прямо-таки изголодались по живому общению, поэтому возможность общаться голосом в прямом эфире появилась в нужное время в нужном месте. Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter и Telegram также быстро заинтересовались форматом аудиокомнат — и быстро интегрировали его в интерфейсы. О своих намерениях развивать аудио заявил глава Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг: соцсеть планирует запустить голосовые инструменты и аудиокомнаты, создать инструмент для поиска подкастов, который также позволит авторам делиться своими подкастами в соцсети и ввести платные аудиотрансляции — можно будет купить доступ или оформить подписку.
Звуковые соцсети предоставили пользователям возможность быстро и без лишних барьеров участвовать в дискуссиях, что совпало с мировым трендом на соучастие: сегодня всем нравится не просто наблюдать, а участвовать в создании контента — вспомните хотя бы популярность TikTok или Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). При этом появление мировых и отечественных селебрити и лидеров мнений в Clubhouse неизбежно привлекло внимание еще большей аудитории, так как почти у каждого появился реальный шанс пообщаться с кумирами «вживую». Прибавим к этим вводным иллюзорную недоступность соцсети и постоянные новости о чем-то «неизвестном и притягательном» в медийном поле — секрет успеха становится еще более понятным и прозрачным.