Как археологи подтверждали Библию
В октябре 2022 года археологи подтвердили библейские рассказы о военных кампаниях ассирийцев, египтян и вавилонян против Израиля и Иудейского царства. Это далеко не первый случай, когда ученые отыскивали в земле доказательства историй из Ветхого и Нового Заветов. «Сноб» рассказывает о других находках археологов, которые изменили отношение науки к достоверности главной христианской книги.
Иисус и его крест
Если собрать вместе все части креста, на котором был распят Иисус, то они заполнят целый корабль, писал в XVI веке теолог Жан Кальвин, иронизируя над количеством реликвий, которые хранятся в разных церквях Европы. Его замечание стало расхожим среди атеистов. Однако в XIX веке слова Кальвина решил проверить французский архитектор Шарль Ро де Флери, занимавшийся историческими исследованиями. Он изучил все известные остатки древесины, над числом которых иронизировал Кальвин, и посчитал, что их не хватит для того, чтобы реконструировать треть от предполагаемого распятия.
Этот многовековой спор связан с событиями, описанными византийским историком Сократом Схоластиком и итальянским богословом Амвросием Медиоланским. Согласно их записям, в начале IV века мать римского императора Константина Елена по просьбе своего сына отправилась в Палестину, где руководила первыми в истории раскопками, подтвердившими сообщения евангелистов. В ходе раскопок экспедиция Елены нашла крест, на котором был распят Христос, а на обратном пути в Рим царица раздала его частицы монастырям и храмам. Однако сообщения древних авторов об открытии Елены подвергаются сомнению большинством современных историков — исследователи говорят, что факт раскопок был описан в литературе спустя почти век после их завершения, и указывают на отсутствие места обретения креста в древнейшем путеводителе для паломников, составленном современником Елены. Тем не менее этот спор, возникший вокруг раскопок креста, положил начало серьезным археологическим исследованиям, связанным с текстами Библии.
Рождение Иисуса и перепись населения
Шотландский археолог Уильям Рамсей, в отличие от своего немецкого коллеги Генриха Шлимана, который искал Трою по тексту литературного произведения, был большим скептиком. Он полагал, что археология, которая позволяет прикоснутся руками к научным доказательствам, может опровергнуть если не все, то очень многие библейские сюжеты. Намереваясь проверить подлинность Писания, Рамсей организовал, вероятно, крупнейшие в XIX веке раскопки по библейским мотивам. Главным образом Рамсея интересовало миссионерское путешествие апостола Павла. Однако в ходе раскопок ученый нашел артефакты, подтвердившие более удивительные для него события.
В XIX веке сторонники версии, что Иисуса никогда не существовало, ссылались на расхождение Библии с другим историческим источником — хроникой римского историка Иосифа Флавия. Суть этого расхождения заключалась в следующем.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус появился на свет в Вифлееме, куда Мария и Иосиф пришли из Назарета, чтобы принять участие в переписи населения. Лука утверждает, что перепись проводилась во время правления Квириния в Сирии (куда входила Иудея) и в его правление это было первым подобным мероприятием. При этом Лука сообщает, что Иисус родился во время царствования в Иудее Ирода. Однако Иосиф Флавий утверждал, что Квириний был назначен руководить Сирией уже после смерти Ирода, из чего следует, что перепись населения произошла уже после рождения Иисуса. Значит, полагали критики Библии, у Марии не было причины идти в Вифлеем, где, как считают христиане, родился Иисус.