Юлия Цветкова — как судебное дело повлияло на её жизнь?

ForbesРепортаж

Признанная иноагентом Юлия Цветкова: «Воплощаю все, что не любит государство»

Юлия Варшавская

Юлия Цветкова (Фото из архива Анны Ходыревой)

22 ноября суд утвердил оправдательный приговор художнице Юлии Цветковой (внесена Минюстом в реестр СМИ-иноагентов) по делу о «распространении порнографии» за бодипозитивные рисунки женского тела в соцсетях. Уголовный процесс длился три года и вызвал большой общественный резонанс. Сразу после решения суда Цветкова покинула Россию. В интервью главному редактору Forbes Woman Юле Варшавской художница рассказала, почему была вынуждена уехать, как это дело повлияло на ее жизнь и работу и что она планирует делать дальше.

Юлия Цветкова — художница, режиссер, активистка. В 2018 году она вместе с матерью Анной Ходыревой организовала в своем родном Комсомольске-на-Амуре театральную студию для подростков «Мерак», где ставила спектакли на социальные темы. Например, постановка «Благослови господа и амуницию его» критиковала культуру агрессии, спектакль «Голубые и розовые» был посвящен гендерным стереотипам. Кроме того, Цветкова вела в «ВКонтакте» паблик «Монологи вагины», где публиковала стилизованные изображения женского тела — чтобы снять табу с женской физиологии.

В феврале 2019 года началось давление на театр — несовершеннолетних актеров даже допрашивали сотрудники полиции. В ноябре Цветковой предъявили обвинение в незаконном изготовлении и обороте порнографических материалов, несмотря на то что опубликованные ею рисунки не содержали сексуализированных образов.

До марта 2020 года Цветкова находилась под домашним арестом. Только через год дело передали в суд; вскоре после этого в дело вошел адвокат Александр Пиховкин. Художницу дважды признали виновной в «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» и приговорили к штрафам в 50 000 и 75 000 рублей. В июне 2022 года Цветкову включили в реестр СМИ-иноагентов. В июле она была оправдана по делу о порнографии. Прокуратура обжаловала оправдательный приговор, но 22 ноября Хабаровский краевой суд утвердил его. Тогда же стало известно, что Юлия Цветкова и Анна Ходырева покинули Россию.

— Я не знаю, можно ли поздравлять человека с окончанием уголовного процесса, но если это уместно, то я вас поздравляю — мы следили за ходом вашего дела, писали о нем и очень рады, что все, кажется, закончилось. Можно же теперь сказать, что все закончилось?

— Вообще нет, но это разные уровни цинизма. То есть мой защитник не может так сказать, а вы, я думаю, можете.

— А в чем разница между нашей оценкой и вашей? В какой плоскости она лежит?

— Это все, к большому сожалению, не кино, когда суд закончился победой — и все ушли в закат. Во-первых, на меня есть еще ряд дел, у нас продолжаются тяжбы. Кроме того, мы будем пробовать получить компенсацию, а это отдельный судебный процесс. А еще уже без малого два года длится административное дело по блокировке группы в «ВК», и сейчас мы идем в кассацию, и это отдельный долгий бюрократический ад. Новые дела, которые могут возникнуть, иноагентство, которое на мне висит… Эта штука — она не заканчивается. Кто не судился в России, имеет счастье не знать, что система тебя быстро не отпускает и в общем-то не отпустит, скорее всего, пока она сама существует.

И пока нас все поздравляли и радовались, мы с защитником, как только услышали новости, пошли обсуждать, может ли обвинение обжаловать решение суда и что это принесет. То есть у нас мысли не про хорошее, а про то, могут ли они продолжить. А они могут.

— Насколько на ваши планы влияет решение России не исполнять решения ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека)? Планировали ли вы в него обращаться?

— Я не метила в ЕСПЧ, скажем так. Мы сошлись с адвокатом в позиции, что если тебя уже посадили, то, честно говоря, ЕСПЧ — это мертвому припарка. Если смотреть цинично, то, возможно, через много-много лет человек получит какую-то денежную компенсацию. А может, и не получит. Так что для нас было важно биться здесь и сейчас. Через мой кейс прошло 10 адвокатов, и я знаю про дела, которые, уж извините, просто просирают во всех российских инстанциях, причем сознательно, только ради того, чтобы пойти в ЕСПЧ. И это ужасно, это ломает жизни, потому что это в том числе уголовные дела.

Конечно, ЕСПЧ хорош в том смысле, что тяжело быть верблюдом, и когда есть возможность доказать, что ты не верблюд, — это приятно. Именно на уровне ощущения своей победы — это доказательство, что ты не сошел с ума, и нет, так не должно быть, людей не должны пытать, людей не должны судить за пропаганду и так далее. Но это я могу и сама себе сказать.

Юлия Цветкова (Фото wearejulia·Telegram)

— Вы будете что-то делать со своим иноагентством? И насколько сейчас этот статус, уже на новом этапе жизни, когда вы можете полноценно вернуться к работе, вам мешает?

— Иноагентство было большой бомбой замедленного действия на тот момент, пока я была под уголовным делом. Очень мало, кто просекает эту фишку, но в России, насколько я знаю, всего три или четыре человека, которые являются и иноагентами, и уголовниками. А это очень опасно, потому что ты находишься у них [органов власти] в доступе.

Но сейчас я не в России, поэтому всю историю иноагентства можно частично похоронить. И, с одной стороны, понятно, что Минюст до меня ручками не доберется, если я не соблюдаю иноагентсткий закон. Например, мало кто задумывается о том, что если на человека заведено уголовное или административное дело по несоблюдению этого закона, то человек лишается возможности отказаться от российского гражданства. Понятно, что не все ставят перед собой такую цель, но Минюст может лишить человека такой опции в принципе.

Кроме того, по закону они публикуют мои личные данные, ИНН и так далее. А за мной бегает группа праворадикальных активистов. И если они решат что-нибудь сделать с этими данными, тогда я получу новые проблемы. В общем, система вообще не отпускает.

А еще отдельный вопрос: как вернуться к моей деятельности? Мало, кто понимает, что такое уголовное дело для художника. Сейчас, по существующему закону, если бы я не уехала, а осталась в России — даже не в моем городе, а, предположим, в Москве — и попыталась что-то сделать, я бы попала сразу под целый пакет законов, включая пропаганду. Вся моя деятельность направлена на творчество, на работу с несовершеннолетними и на просвещение, и все эти вещи я сейчас как иноагент не смогу делать. Да, можно искать какие-то лазейки, но это до такой степени поражение в правах. Если раньше иноагенты в России как-то могли работать, то сейчас у меня очень большие вопросы, насколько это вообще возможно внутри страны, учитывая, какие полномочия получили власти, какие они могут проводить обыски и проверки.

— Вы сказали, что сейчас не находитесь в России. Вы уехали сразу после решения по делу, насколько я понимаю?

— После суда, да.

— Это связано с тем, что в России вам оставаться больше не безопасно?

— Я просто попыталась представить сценарий, в котором я остаюсь в России, и к чему это приводит. Когда на тебе черная метка — на тебе черная метка. На мне висит минимум два возможных уголовных дела, на меня написано до 200 заявлений особо активными товарищами. На мне висит иноагентсткая история опять же. В своем городе я в принципе не могу существовать, потому что от меня шарахаются люди — буквально, физически, на улицах. Говорить про какую-то осмысленную работу в этих реалиях просто невозможно.

С 2019 года полиция — наш лучший друг. Они знают, где ты работаешь и что ты делаешь, как только ты в этой системе, как только ты у них на крючке (а еще если им сопротивляешься, и достаточно успешно). Я уже который день жду, когда и как они додумаются мне ответить. Могут не ответить, но ждать я этого буду, по крайней мере, какое-то время.

В России уголовное дело выжгло для меня все. У меня в России нет ничего — у меня нет ни друзей, ни коллег, ни команды, ни товарищей. А с новыми законами я пойду по новой статье о пропаганде уже через пару месяцев, потому что я воплощаю все, что не любит наше государство.

При этом, хотя мне угрожает опасность на родине, я не считаю себя беженцем. Но это не добровольный отъезд, когда уезжают, потому что «мне тут душно, тесно, мне бы побольше карьерного роста». Я не экспат, который уехал за красивой жизнью. Я не иммигрант, который составляет осознанные планы. У меня просто в России больше нет дома, и после окончания суда все решалось быстро, в моменте. Мне было очень страшно, в том числе за мою маму, которая со мной все это прошла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Для любителей умных метафор: как «1899» стал шоу, в котором ничего не происходит Для любителей умных метафор: как «1899» стал шоу, в котором ничего не происходит

«1899»: сериал, в котором интеллектуальных разговоров больше, чем драмы

Forbes
Вместе — скучно: что такое меланхолический брак и как оживить отношения Вместе — скучно: что такое меланхолический брак и как оживить отношения

Как спасти отношения, в которых партнеры не чувствуют себя живыми?

Psychologies
Самокритика: как перестать себя ругать Самокритика: как перестать себя ругать

Как быть, если вы привыкли ругать себя?

Psychologies
Пошел в зал — и растолстел: как это работает? Пошел в зал — и растолстел: как это работает?

Рано или поздно каждый мужчина пытается взять штурмом «качалку»

Maxim
5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой 5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой

В Абхазии даже в холодный сезон достаточно развлечений

Вокруг света
Перемены на Западном фронте Перемены на Западном фронте

Очередная экранизация «На Западном фронте без перемен» Ремарка, немецкая

Weekend
Они боялись утратить душу: восстановлено лицо единственной в мире беременной мумии Они боялись утратить душу: восстановлено лицо единственной в мире беременной мумии

Ученые исследовали мумию писца и жреца богов Гора и Тота по имени Хор-Джехути

Вокруг света
Как стать хорошим психотерапевтом: советы опытных коллег Как стать хорошим психотерапевтом: советы опытных коллег

Каким должен быть хороший психотерапевт?

Psychologies
Любимый фикус в горшке: как сохранить ощущение дома в любой точке мира Любимый фикус в горшке: как сохранить ощущение дома в любой точке мира

Что такое «чувство дома» и как оно формируется?

Forbes
Только синь сосет глаза Только синь сосет глаза

Что мы знаем и чего не знаем о влиянии синего света на людей

N+1
Нормальный мужчина XXI века: какой он? 7 ключевых идей Нормальный мужчина XXI века: какой он? 7 ключевых идей

Маскулинность претерпевает трансформации на протяжении всей истории цивилизации

Psychologies
Мыслить вне рамок Мыслить вне рамок

Современный лофт в апартаментах, которые предназначались для сдачи в аренду

Идеи Вашего Дома
«Сплю в середине рабочего дня ради второго «Сплю в середине рабочего дня ради второго

Издание dev.by поговорило с разработчиками о нестандартных графиках

VC.RU
Как два сибиряка придумали робота-репетитора по английскому языку и привлекли $5 млн Как два сибиряка придумали робота-репетитора по английскому языку и привлекли $5 млн

Как два друга создали виртуального репетитора и справились с кризисом?

Forbes
«Ненавижу и скучаю»: почему мы испытываем смешанные чувства к тем, с кем больше не хотим быть «Ненавижу и скучаю»: почему мы испытываем смешанные чувства к тем, с кем больше не хотим быть

Почему расставание с человеком вызывает у нас противоречивые чувства?

Psychologies
«Наблюдатель»: стоит ли смотреть новый сериал Райана Мерфи о таинственном сталкере «Наблюдатель»: стоит ли смотреть новый сериал Райана Мерфи о таинственном сталкере

Мини-сериал «Наблюдатель» — проект Райна Мерфи, основанный на реальных событиях

Forbes
Где жить в Белграде: гид по районам Где жить в Белграде: гид по районам

Про город, в котором вам будут по-настоящему рады

VC.RU
Ценить пороки Ценить пороки

Цените свои пороки. Меня на волну подняла алчность

Psychologies
Кухонный компромисс Кухонный компромисс

Планируем и обустраиваем кухню

Идеи Вашего Дома
«Что же из них дальше получится»: история маньяка Владимира Третьякова, который убивал только пьющих женщин «Что же из них дальше получится»: история маньяка Владимира Третьякова, который убивал только пьющих женщин

В квартире Третьякова так воняло кровью, что сосед-понятой упал в обморок

VOICE
Нож в печень, никто не вечен. О «Ностальгии», номинанте на премию «Оскар» от Италии Нож в печень, никто не вечен. О «Ностальгии», номинанте на премию «Оскар» от Италии

О каких проблемах современной Италии рассказывает «Ностальгия»

СНОБ
Во весь голос Во весь голос

«В моем мире всё должно быть прямо и честно», — говорит Ирина Старшенбаум

OK!
Топ-3 советских фильмов, герои которых могут побудить вас встать с дивана Топ-3 советских фильмов, герои которых могут побудить вас встать с дивана

Мотивирующие советские картины

Psychologies
«Истории нужен добрый сторонний взгляд» «Истории нужен добрый сторонний взгляд»

Алексей Федорченко о возвращении имен и своем взгляде на историю

Weekend
Головоногие моллюски смогли пройти когнитивный тест, предназначенный для человеческих детей Головоногие моллюски смогли пройти когнитивный тест, предназначенный для человеческих детей

Cтранные мозги каракатиц сложнее, чем мы думали

ТехИнсайдер
Как смоделировать собственную реальность: техника «Гардероб переживаний» Как смоделировать собственную реальность: техника «Гардероб переживаний»

Как наше психоэмоциональное состояние влияет на окружающий мир?

Psychologies
Кто кому мама: 4 роли, которые играют дети в семье инфантильных родителей Кто кому мама: 4 роли, которые играют дети в семье инфантильных родителей

К чему приводит путаница детских и родительских ролей?

Psychologies
Посмотри мне в глаза Посмотри мне в глаза

Как убрать нависшее веко: методы, которые помогут справиться с проблемой

Лиза
Откуда в пиве женские гормоны: факты против вымысла и народных баек Откуда в пиве женские гормоны: факты против вымысла и народных баек

Пиво – возможно, один из самых ранних напитков, созданных руками человека

ТехИнсайдер
Вроде не против: как вынужденное согласие становится опорой для порно-индустрии Вроде не против: как вынужденное согласие становится опорой для порно-индустрии

Отрывок из книги «Темная сторона сексуальной революции»

Forbes
Открыть в приложении