Революция роботов: как происходит роботизация Японии
Роботы-консьержи и роботы-водители, роботы-продавцы и роботы-уборщики, роботы-сиделки и роботы-учителя… Это не начало романа писателя-фантаста, а официальная государственная программа японского правительства
Всеобщая роботизация в Японии наступит совсем скоро — через три года. Три, два, один — пуск! Обратный отсчет пошел…
Три: нашествие машин
Я покупаю в автомате горячие блинчики с банановой начинкой — готовятся прямо в нем: вкусно, быстро и никаких трудностей перевода. Чудо техники стоит на причале в Наруто — тут Внутреннее Японское море сливается с Тихим океаном, образуя огромные водовороты. Туристов, приезжающих посмотреть на явление природы, сразу подхватывают прогулочные теплоходы. Содержать целое кафе для желающих перекусить после морской прогулки практичные японцы не могут — толпы народа и, следовательно, работа тут только в сезон.
Множество вендинговых автоматов повсюду — первое, что бросается в глаза в любом японском городе. В них можно купить книги, кофе, сэндвичи, суши, одежду, свежие овощи, фермерские яйца, белье, сигареты, билеты, да все что угодно. Более пяти миллионов розничных торговых автоматов круглосуточно обслуживают 127 миллионов японцев, то есть на 25 человек приходится примерно по одному такому устройству.
Продажа товаров, мытье посуды, уборка — всю эту примитивную работу в Японии поручили машинам. Тратить на простые механические действия драгоценный человеческий ресурс — непозволительная роскошь. Каждый четвертый японец — это пожилой человек старше 65 лет. То есть пенсионер. И количество трудоспособного населения стремительно сокращается.
Мино Тэрко недавно исполнилось 70 лет. Всю свою жизнь она провела в городке Такамацу, префектура Кагава. 30 лет назад Тэрко-сан открыла ресторан традиционной японской лапши удон в доме, в котором ее семья живет на протяжении последних 260 лет, со времен эпохи Эдо. И до сих пор работает в заведении сама.
— В Такамацу очень много ресторанов, ведь это родина самой известной японской лапши сануки-удон. Сотрудников не хватает. Тем более тех, кто мог бы принять заказ на английском или грамотно ответить на вопросы.
— А если нанять в помощь англоязычного иностранного сотрудника? — задаю я естественный, с моей точки зрения, вопрос.
Тэрко-сан смеется:
— Ни один иностранец не сможет понять наши принципы работы. Все мы работаем как один слаженный механизм, у каждого своя зона ответственности. И потом традиционное японское гостеприимство — омотэнаси — иностранцу не освоить. Так что, пока могу, буду трудиться сама!
Несмотря на почтенный возраст и положение, Тэрко-сан работает наравне с официантками: принимает заказы, подает блюда, уносит грязную посуду. Ресторан переполнен посетителями: ровные ряды обуви перед порогом, несколько пар тапочек для тех, кто выходит из основного помещения помыть руки.
— Японцы очень трепетно относятся ко всему, что связано с домом. В него ничего нельзя заносить извне, чтобы не нарушить сложившийся хрупкий баланс вещей. Независимо от возраста, социального положения и погоды, все гости снимают обувь перед входом в жилище, ресторан или музей и дальше идут босиком. Так и в более широком смысле мы оберегаем свой дом, свою страну от всего чужеродного, — объясняет хозяйка ресторана.
Относиться к чужеземцам с недоверием японцев научил сегун Токугава Иэясу. В середине XVII века военное правительство полностью закрыло страну от иноземцев. Этот период в истории Японии получил название Сакоку, дословно — «страна на цепи». Повод для полной изоляции японского народа дало восстание принявших христианство крестьян в 1637 году. Опасение, что западные миссионеры могут постепенно покорить Японию и уничтожить ее уникальные жизненные традиции, толкнуло правящую верхушку на радикальный шаг. Под страхом смертной казни японцам запрещалось покидать территорию своей страны, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. «Самозакрытие» Японии длилось более двух веков. Сегодня в стране проживает 98,5 % этнических японцев. Здесь не встретишь гастарбайтеров, занятых на примитивных работах. Страна не принимает трудовых мигрантов. Дешевую рабочую силу, которой в Японии так не хватает, правительство намерено заменить роботами.