Технологии для города: как они меняют жизнь людей
О том, как технологии меняют жизнь горожан, размышляет архитектор, урбанист, руководитель направления «Искусственный интеллект для городов» и civic-tech продуктов КБ «Стрелка», участник фестиваля Russian Creative Week Александр Каменев
Технологичность и комфорт: непрямая взаимосвязь
Словосочетание «умный город» давно стало общим местом в дискурсе городских планировщиков и урбанистов. Каждый вкладывает в это выражение свой смысл. На мой взгляд, «умным» можно назвать любой город, в котором жители пользуются интернетом и смартфонами, так как основная часть цифровых технологий, делающих жизнь современного горожанина комфортнее, функционирует на базе приложений. Мы используем приложения, чтобы вызвать такси, записаться к врачу, забронировать столик в ресторане или найти машину для каршеринга. Часто умные города изображаются со множеством датчиков, камер, многофункциональными светофорами — технологиями, которые можно увидеть и потрогать. Однако они не обязательно выглядят так — значительная часть цифровой инфраструктуры может оставаться незаметной для пользователя.
Сами по себе технологии не имеют большой ценности — важно то, насколько они помогают горожанам чувствовать себя комфортнее.
Если изучить рейтинг наиболее комфортных для жизни городов, то можно заметить, что, например, Копенгаген, Вена, Ванкувер ежегодно входят в топ, однако это далеко не самые цифровизированные города. Составители рейтингов обычно подходят к оценке комплексно — оценивают, насколько благоприятна в городе окружающая среда, развито здравоохранение, образование и инфраструктура для горожан. Поэтому между тем, насколько развиты технологии, и тем, насколько город комфортен для жизни, прямой взаимосвязи нет.
Тем не менее, конечно, технологии важны — они могут существенно расширить возможности горожан, если применяются профессионально и учитывают локальные особенности и запросы жителей.
Кто делает города «умнее»
Чтобы в результате применения тех или иных технологий города становились комфортнее, важно проводить исследования и, главное, опрашивать пользователей — горожан. Жители не всегда могут рассказать, чего конкретно они хотят. Однако часто они могут сформулировать общий запрос, с которым можно работать. С такими запросами давно и успешно работает бизнес. Возьмем, например, электросамокаты, которые совсем недавно появились в городах России, но уже стали привычным явлением для жителей, а также предметом общественных дебатов. Разумеется, до их появления жители не формулировали конкретный запрос на появление электросамокатов. Однако им нужна была альтернатива автобусам и метро. Компании попробовали удовлетворить эту потребность с помощью электросамокатов — и попали в точку.
Российские реалии
Помимо сервисов городской мобильности, в российских городах развиваются цифровые госуслуги, благодаря которым записаться к врачу, в ГИБДД и остальные государственные учреждения сегодня можно онлайн. В России, где жители привыкли к очередям при оформлении документов, это действительно воспринимается как прорыв.