Как 29-летний белорус построил «единорога» в США, помогая детям с аутизмом
Белорус Юрий Якубчик с партнерами запускал в США мобильного оператора Wing, строил сеть бутик-отелей Life House, но в итоге нашел себя в сфере медицинских технологий. В 2020 году он создал платформу Elemy, которая помогает детям с расстройствами аутистического спектра дистанционно получать терапию. В октябре 2021-го компания привлекла $219 млн и стала «единорогом».
Весной 2020 года из-за разразившейся пандемии в США закрылись многие клиники поведенческой терапии, где лечат людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) — целым рядом психических нарушений, которые влекут за собой трудности с социальным взаимодействием. Из-за коллапса тысячи детей (такие расстройства чаще всего проявляются в раннем возрасте) остались без доступа к терапии, а терапевты — без работы. Американский предприниматель белорусского происхождения Юрий Якубчик увидел в этом возможность для запуска бизнеса. В мае 2020 года он создал платформу Elemy, которая соединила поведенческих терапевтов и семьи, где есть ребенок с РАС, и позволила им проводить удаленные занятия. К концу того же года штат компании разросся более чем до 100 человек, включая терапевтов, а ее выручка составила $3,5 млн.
С тех пор Elemy поднял три раунда инвестиций на общую сумму $323 млн. Последний, на $219 млн, состоялся в октябре. Его возглавил инвестиционный фонд конгломерата SoftBank японского миллиардера Масаеси Сона — Vision Fund 2. Среди других инвесторов фонд Goodwater Capital (инвестировал в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Spotify и Twitter), а также фонд Sound Ventures, сооснователем которого является актер Эштон Кутчер. По итогам этого раунда Elemy получил оценку в $1,15 млрд и стал «единорогом».
Сейчас стартап Якубчика работает в 13 штатах Америки. За следующие полтора года он хочет нанять более 2000 специалистов, а к концу 2022 года выйти на годовую выручку $100 млн.
Отель от биофизика
29-летний Юрий Якубчик говорит на русском языке с сильным американским акцентом. Он родился в Белоруссии, но с семи лет там не живет. В 1999 году его семья эмигрировала в Канаду — «за лучшей жизнью для своего ребенка», объясняет Якубчик. «Родители работали в медицине: мама — гинекологом, отец был профессором микробиологии. За рубежом они могли получать в разы больше денег, чем в Белоруссии».
В Канаде отец Юрия переучился на детского инфекциониста. В 2007 году нью-йоркский медицинский центр Маунт-Синай пригласил его в ординатуру, и семья вновь эмигрировала. Нью-Йорк Якубчик описывает как «совершенно другой мир» с атмосферой предпринимательства. «Вокруг было полно людей — из России, Украины, Израиля — с собственными бизнесами, были даже доктора, которые владели компаниями», — вспоминает он.
Якубчик решил пойти по стопам родителей и после школы поступил на факультет биофизики в Университет Джона Хопкинса. Но и там многие студенты и преподаватели были предпринимателями, рассказывает он. На этом фоне вскоре он и сам стал перебирать идеи для запуска своего бизнеса.
В 2015 году Якубчик вместе с несколькими партнерами, в том числе своим однокурсником Дэвидом Арабовым — сыном узбекистанского эмигранта и основателя ювелирной компании Jacob & Co Якова Арабова — решили создать нового мобильного оператора Wing. Партнеры задумали возмещать клиентам стоимость услуг беспроводной мобильной связи, которыми те не успели воспользоваться, и за счет этого предлагать выгодные тарифы. Они ожидали, что современный сотовый оператор заинтересует миллениалов — людей 25-40 лет. Но привлечение клиентов и доработка продукта затянулись — в октябре 2017 года Wing только выходил из фазы бета-тестирования.
Якубчик вспоминает, что первое время у компании были нулевые доходы. Чтобы «прокормить себя», он стал заниматься субарендой: сдавал комнату, которую арендовал в четырехкомнатной квартире в Нью-Йорке, по $180 за ночь, а сам спал в гостиной. Спустя несколько месяцев его субарендный бизнес расширился: он арендовал и сдавал уже около десяти квартир в Нью-Йорке.
Со временем у Якубчика сформировалась новая бизнес-идея. Он решил построить сеть необычных люксовых бутик-отелей, в которых гостю «было комфортно, как в Hilton или Marriott, но он мог получить аутентичный опыт — как если бы снимал квартиру через Airbnb». Предприниматель привлек в партнеры университетского друга Рами Зeйдана, который в то время был вице-президентом инвесткомпании TPG Capital и отвечал за сегмент гостиничного бизнеса, а прежде — работал директором сети отелей Sydell Group. В апреле 2017 года Якубчик отошел от дел в Wing, сохранив «типичную долю фаундера». В июне 2018-го телеком-оператор отчитался о 20 000 клиентов.