Ищу соседку: почему женщины решают жить и строить быт с подругами
Понятию «компаньонки» больше 100 лет, и сейчас это явление — когда подруги объединяются, чтобы делить быт, — переживает новый расцвет. С разрешения издательства «Альпина Паблишер» Forbes Woman публикует отрывок из книги Светланы Кольчик «Новая семья». 18+
«Юля, Казань. 24 года, детей нет и не планирую, есть котик, работаю веб-дизайнером из дома. Мечтаю о сестринских отношениях с будущей соседкой, чтобы можно было поддержать друг друга, поговорить, вместе куда-то сходить, попить вечером чай с вкусняшками и посмотреть сериальчик...»
«Настя, 29 лет, Ростов. Есть дочка, ей три года, ищу сожительницу в отдельную комнату в трехкомнатной квартире, можно с ребенком, буду рада дружить, надеюсь на взаимопомощь в быту и не только, но с уважением личных границ».
У меня с недавних пор новое хобби: читать объявления в сообществе в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Живи с подругой!». На мой взгляд, оно представляет весьма информативный срез сегодняшних ценностей и устремлений зумеров и миллениалов.
Это открытое сообщество существует с 2014 года, сейчас у него 22 000 подписчиков. Здесь ищут не просто соседок по квартире, а потенциальных подруг, с которыми можно разделить не только быт и ежедневные расходы, но и прочие тяготы и радости жизни. «Речь идет не о сексуальных отношениях, — говорится на странице сообщества, — а об экономической, психологической, социальной поддержке».
Понятие «компаньонки» — женщины, подолгу живущие вместе и не вступающие в брак, — уходит корнями в далекое прошлое. Его расцвет во второй половине XIX века совпал со всплеском активности движения за права женщин в разных странах: в США (особенно на Восточном побережье, в Новой Англии), Великобритании, России и других.
Феномен трепетной женской дружбы существовал веками. Западные исследователи называют это romantic или intimate friendship — романтическая или интимная дружба. Особенно популярна она была в XVII–XIX веках среди утонченных, образованных девушек из благородных семей. Подобные связи отличались исключительным эмоциональным накалом и преданностью. Девушки годами обменивались страстными письмами, посвящали друг другу стихи и клялись в вечной любви. Эротического и любого другого подтекста, который можно было бы счесть предосудительным, общество в ту пору в этом не находило. Американский историк Ричард Годбир, автор работы о платонической любви «Дружба, бьющая через край», пишет, что до начала XX века далеко не всегда считалось, что «те, кто любит друг друга, должны хотеть заниматься сексом». С его точки зрения, интимная дружба отражала чувственность, свойственную культуре XVII–XIX столетий: даже после замужества многие девушки продолжали испытывать более сильные чувства к своим романтическим подругам, чем к супругу.
В 1870 году в США открылся Колледж Уэллсли — одно из первых американских учебных заведений для женщин. Теперь они могли получать высшее образование и заниматься научными исследованиями. Однако и в этом передовом колледже действовало правило: после замужества девушка должна была прекратить обучение, оставить все свои академические амбиции и стать опорой для мужа, посвятив себя домашним обязанностям.
Альтернативой традиционному замужеству с его патриархальным укладом стал бостонский брак. Так с конца XIX века называли длительное сожительство двух (иногда больше) женщин, разделявших в первую очередь ценности и взгляды, а также финансовые расходы.