«Я не верю, что существуют тупиковые ситуации»
«Шуйские ситцы» — один из крупнейших российских производителей текстиля и товаров для дома — планирует увеличивать инвестиции в обновление ткацких и отделочных мощностей и запускает уникальный для страны проект по производству галиоцелла — ткани из древесины
Российский рынок товаров легпрома никогда еще не был в таком напряжении и азарте, как последние два года. Кто займет нишу ушедших Zara и H&M? Погубят ли маркетплейсы традиционные розничные магазины? Как научиться продавать на маркетплейсе? Как создать свой бренд и обогнать конкурентов? — эти и другие вопросы сегодня задают себе все российские производители. Речь идет не только о производителях одежды, которых за последнее время появилось несчетное количество, — не меньшие страсти кипят и на рынке текстиля для дома. После ухода ведущего игрока — компании IKEA — российские производители домашнего текстиля, локальные партнеры IKEA, вынуждены полностью перестраивать свой бизнес.
Одна из таких компаний — хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы», который работал с IKEA более 17 лет. Шведский ретейлер обеспечивал около половины загрузки мощностей градообразующего текстильного предприятия в Ивановской области. И когда в 2022 году IKEA объявила о своем уходе, рынок напряженно следил за тем, что же предпримут «Шуйские ситцы», выживут ли.
Генеральному директору компании Анне Богаделиной и ее команде удалось «не уронить» комбинат и в кратчайшие сроки выйти на рынок с собственным брендом, предложить равнозначную замену продукции IKEA. И этот вызов для компании был далеко не первым.
«Шуйские ситцы» — семейная компания. Анна Богаделина — потомственный руководитель предприятия и представитель одной из многих семейных династий на комбинате. Отец Анны Виктор Богаделин возглавил предприятие в конце 1990-х, когда комбинат был в состоянии полной разрухи и в ожидании неминуемого банкротства. Шаг за шагом, сделав ставку на создание предприятия полного цикла — от закупки хлопка до готовых изделий, Виктор Богаделин смог возродить производство.
Анна Богаделина заняла пост генерального директора хлопчатобумажного комбината «Шуйские ситцы» в 2015 году, и с ней компания прошла через все кризисы последнего десятилетия. Сегодня компания активно расширяет свое присутствие на розничном рынке, что весьма сложно для большого текстильного предприятия. Она является инициатором и проповедником «русского стиля» в текстильном дизайне, призывая к поиску идентичности и русских кодов в производстве через нашу культуру и русские корни. Помимо этого «Шуйские ситцы» — один из немногих производителей хлопчатобумажных тканей, кто не боится идти в одежный рынок и видит в производстве тканей для одежды перспективу для роста. Обо всем этом и о преодолении кризисов мы поговорили с Анной Богаделиной на полях прошедшей недавно в Москве текстильной выставки «Интерткань».
ОАО ХБК «Шуйские ситцы» было образовано в 1998 году на базе советского предприятия, но ведет свою историю с 1820 года. Сегодня это предприятие полного цикла — от переработки хлопка до производства швейных изделий. На комбинате производятся хлопчатобумажные ткани: бязь, поплин, ситец, перкаль и другие. Всего более 60 млн метров ткани и более 6,5 млн швейных изделий в год.
На комбинате заняты более 2000 сотрудников, 15 семейных династий работают на предприятии в третьем-четвертом поколении.
Выручка компании в 2023 году составила 4,2 млрд рублей.
— Какие изменения происходят в бизнесе вашей компании, с чем они связаны?
— Циклы в развитии бизнеса в последнее время стали намного короче. Если до 2022 года цикличность в бизнесе составляла порядка пяти лет, то сегодня это два-три года. Каждый цикл появляются новые вызовы, связанные с разными причинами — с сырьем, продажами, геополитическими рисками. Так было во время ковида, так случилось и в 2022 году. Для нас вызов состоял в том, чтобы предприятие продолжало работать после того, как один из наших основных партнеров — шведская IKEA — ушла с российского рынка. Когда уходят клиенты, которые на 40–50 процентов обеспечивали загрузку мощностей, времени на раздумья нет: нужно срочно что-то предпринимать.
— Какую задачу вы себе тогда поставили?
— Наша задача была в том, чтобы в сжатые сроки сделать продукт под собственным брендом, который по качеству не отличался бы от того, что мы делали для IKEA, чтобы покупатель не почувствовал изменений. Все-таки, соблюдая договорные обязательства перед компанией IKEA в части авторских прав, мы разработали аналогичный по качеству продукт — постельное белье — под собственным брендом Yerrna. Спасибо большое нашим поставщикам — полуфабрикатов, материалов, упаковочных решений и другим, которые с большим чувством откликнулись на наш порыв и в сжатые сроки помогли нам выпустить новую коллекцию, несмотря на то что речь шла о создании нового бренда. Наличие электронных торговых площадок — Wildberries, Ozon и других — позволило нам очень быстро запустить продукт в реализацию.
— Сколько времени у вас ушло на создание собственного продукта?
— Мы смогли запустить свой бренд за полтора месяца. Для сравнения: с IKEА мы выпускали новый продукт в течение шести месяцев, и это считалось очень быстро и хорошо.
— Вы сказали, что вам надо было соблюсти авторские и дизайнерские права вашего бывшего партнера. Что имеется в виду? Вот есть однотонная простыня, какие тут права?
— К однотону нет претензий, но есть вопросы к дизайну, к принтам. Те же самые огурцы. Я помню, как наши художники не спали, с красными глазами приходили на очередное утверждение этих огурцов. С одной стороны, вроде бы что мучиться? Компания ушла, взял и напечатал. Но нет, так нельзя. IKEA очень четко прописывала в договорах защиту своих авторских прав на дизайн изделий. К структурам тканей претензий нет — это не является каким-то авторским правом. Поэтому мы на старую структуру ткани, по сути это перкаль с небольшими изменениями, положили дизайны, которые разработали сами. Но для покупателя это было очень схоже.
— И какие итоги выхода Yerrna на рынок?
— Мы начинали с 40 SKU, сейчас их 506. В апреле 2022 года мы вышли на маркетплейсы, и уже в конце третьего квартала заместили все потерянные от ухода IKEA объемы. В 2023 году продажи Yerrna выросли вдвое, по итогам первого полугодия 2024 года рост на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— А если бы не было маркетплейсов, что бы вы делали?
— Я думаю, мы придумали бы что-то другое. Обязательно придумали бы. Какую-то другую розничную сеть или другой канал продаж. Я не верю, что существуют тупиковые ситуации. Тупиковые ситуации — это когда у тебя гвоздь в гроб забили, и всё. Но там уже начинается другая жизнь, про которую мы пока не знаем.