Индейцы Чинча нанизали позвонки из разграбленных испанцами могил на стебли тростника
Ученые исследовали одну из особенностей погребального ритуала перуанских индейцев из долины Чинча — нанизывание человеческих позвонков на тростниковые стебли. Выяснилось, что распространение этой практики с наибольшей вероятностью происходило в середине XVI века, в эпоху гибели государства инков и становления колониального режима. В статье, опубликованной в журнале Antiquity, исследователи предположили, что ритуал возник как ответ на участившееся разорение могил и нарушение целостности останков, которая играла особую роль в местной религиозной традиции.
Долина Чинча расположена в регионе Ика на южном побережье современного Перу, примерно в 200 километрах к югу от Лимы. Приблизительно в 1000–1400 годах, в так называемом позднем промежуточном периоде доколумбовой истории Андского региона, эта местность была центром распространения самобытной культуры. Природные условия долины благоприятствовали развитию сельского хозяйства и рыболовства. Кроме того, процветание культуры Чинча (или Ика-Чинча) основывалось на широких торгово-обменных контактах, связывавших район озера Титикака, область Куско и тихоокеанское побережье.
Через долину Чинча перемещались золотые и серебряные изделия, важные в практике ритуального дарообмена раковины спондилов, бальсовые бревна для строительства плотов и другие ценные предметы. По-видимому, административный, экономический и религиозный центр культуры Чинча находился в Ла-Сентинеле, где найден комплекс глинобитных сооружений, включавший постройки пирамидальной формы.
Около 1476 года Чинча вошла в состав государства инков — Тауантинсуйу, — однако местная элита сохранила свое высокое положение и контроль над торговыми путями. Контакты Чинчи в этот период (он носит название позднего горизонта) с другими регионами стали даже шире, поскольку инки уничтожили государство Чиму на севере Перу, которое также было центром меновой торговли. Как и для других коренных американских культур, катастрофа Чинчи наступила с приходом испанских завоевателей, которые впервые появились в долине в 1534 году, а уже спустя восемь лет основали здесь католическую миссию. Начало колониального периода ознаменовалось резким сокращением численности населения в результате эпидемий и голода, грабежами и уничтожением культурного наследия. Испанский хронист Педро Сьеса де Леон упоминает о разграблении могил в Чинче: «В этой долине огромнейшее количество захоронений, устроенных в высоких и сухих местах долины. Многие из них вскрыли испанцы, и извлекли много золота».