Кто такие синдикаторы и зачем стартапам с ними работать
Большинство венчурных трендов приходят на российский рынок из-за рубежа. Не исключение — синдикационная модель инвестирования, распространенная в США и Великобритании. О том, как работает взаимодействие стартапов с синдикаторами в колонке Inc. Russia рассказывает синдикатор, основатель и президент инвесткомпании Agranovsky IT Антон Аграновский.
Синдикат — это группа профессиональных частных инвесторов, которые объединились для совместной инвестиции в стартап на ранней стадии. Саму сделку в такую группу может принести как участник синдиката, так и сторонний игрок. Инвестор, который предлагает сделку, становится так называемым синдикатором.
Бум синдикации начался после краха доткомов, когда после восстановления рынка появились в большом количестве IT-стартапы. Классические венчурные фонды, банки, old money и другие игроки в то время воспринимали IT как некую забаву и редко инвестировали в стартапы. Поэтому нишу инвестиций в высокорисковые сделки стали занимать первые синдикаторы — люди, которые помогали быстро привлечь круг доверенных лиц. Одновременно с этим постепенно сформировались комьюнити, в которых инвесторы могли обсуждать интересные проекты. Синдикаторы стали приносить сделки в такие комьюнити.
В России венчурная среда была развита достаточно слабо и получила активное развитие только в последние пять лет. До этого частных инвесторов было очень мало и действовали они в основном разрозненно. В основном на рынке были венчурные фонды, стартапы и скауты, которые помогали сторонам находить друг друга. Апологетами формата синдикации стали такие структуры, как Freedom Finance и другие крупные брокеры, которые начали приучать рынок к более удобным формам инвестирования. Постепенно частные инвесторы стали рассматривать не только акции и облигации, но и высокорисковые сделки. Игроки начали объединяться в сообщества, чтобы делиться экспертизой инвестиций в такие проекты.
Как и за рубежом, синдикаторы в России работают не только с фондами, но и с объединениями частных инвесторов. Например, в AngelsDeck придумали идею витрины для синдикатов, которая работает по трехступенчатой модели. Первым качественным фильтром является синдикатор, который проводит тщательный due diligence стартапа и осуществляет коммитмент за счет собственных инвестиций в проект. На втором этапе стартап проверяют уже по критериям клуба, а на третьем шаге обратную связь дают самые опытные члены клуба, которые своими инвестициями также подтверждают