«Игра в бога»: как зародился рынок «заказных дождей» и сколько денег он приносит
Одним — $300 тысяч в год, а другим — миллионы долларов. Коротко об «инструменте», который вдохновил Курта Воннегута на написание «Колыбели для кошки», — в конспекте заметки The Hustle.
Во время Второй мировой войны учёным General Electric Винсенту Шэферу и Ирвингу Ленгмюру поручили следить за тем, чтобы американские самолёты не обледеневали на холоде. Тех охватил исследовательский интерес: почему тучи с виду одинаковые, но одни проливают осадки, а другие, несмотря на низкую температуру, — нет.
Они нашли морозильную камеру и решили поэкспериментировать: сперва Шэфер делал продолжительные выдохи, чтобы в морозилке образовывались облака пара, а затем помещал туда различные химические вещества, чтобы проследить за реакцией. Так, стоило ему забросить в камеру сухой лёд, как в ней тут же образовались ледяные кристаллы.
Позже к опытам учёных присоединился химик-метеролог Бернард Воннегут — старший брат писателя Курта Воннегута. В ходе экспериментов он обнаружил, что похожий по структуре лёд образуется и вокруг «ядер» иодида серебра — вещества, которое ещё активнее кристаллизовало воду, а значит, и вызывало бы осадки.
Так в метеорологии появилась целая практика — засева облаков. И пока Бернард размышлял о её перспективах, его истории об искусственной модификации воды очаровали Курта и вдохновили его на написание одного из своих самых популярных романов — «Колыбель для кошки».