Мария Кровавая: как дочь Екатерины Арагонской боролась за престол и правила Англией
Мария Кровавая — дочь Екатерины Арагонской, одной из жен печально известного Генриха VIII, и внучка могущественной испанской королевы Изабеллы Кастильской. Девочку воспитали как будущую правительницу, однако Марии пришлось долгие годы бороться не только за трон, но и за свою жизнь
Дочь и внучка двух королев
«Мы оба молоды. На этот раз родилась дочь, но, с Божьей милостью, за ней последуют сыновья», — сказал отец Марии, английский король Генрих VIII, ее матери, Екатерине Арагонской, когда девочка появилась на свет в 1516 году. Вопреки ожиданиям принцесса стала единственным выжившим ребенком венценосных родителей.
Положение Марии с самого начала было двойственным. С одной стороны, девочка получила прекрасное образование — ее воспитывали как наследницу трона, обучением принцессы занималась в том числе ее мать, одна из самых образованных женщин своего времени. Мария изучала иностранные языки, историю и философию, а также получила в свое распоряжение резиденцию Ладлоу, где до восшествия на престол традиционно находились принцы Уэльские.
С другой стороны, официально Мария не была принцессой Уэльской, то есть формально не считалась преемницей отца. В истории Англии на тот момент женщины еще ни разу не управляли от своего имени. Король мечтал, что у него все-таки появится сын, который однажды унаследует трон. Генрих до такой степени противился идее женщины-правительницы, что в 1525 году всерьез рассматривал вариант назвать наследником своего бастарда, Генри Фицроя.
Мария с самого рождения рассматривалась отцом как пешка в политической игре. Генрих надеялся, что сможет выдать дочь замуж и заключить таким образом выгодный для Англии дипломатический союз. Положение Марии, и без того сложное, ухудшилось еще сильнее, когда король не просто решил развестись с ее матерью, а признать их брак незаконным (несмотря на то, что женились они по любви, что было редкостью по тем временам). Причина — Генрих считал, что другая женщина сможет родить ему здорового наследника.
В 1528 году принцесса лишилась резиденции в Ладлоу. В 1531 году Марии запретили видеться с матерью: Генрих считал, что бывшая жена и дочь могут затеять заговор против него. Папа римский так и не дал согласие на развод короля. Генрих разорвал отношения с Римом. В 1534 году он провозгласил себя главой церкви в Англии, таким образом превратив страну из католической в протестантскую. Годом ранее мачеха Марии, Анна Болейн, родила королю девочку Елизавету.
Жизнь Марии рушилась на глазах. Она лишилась статуса наследницы, фактически была объявлена незаконнорожденной, ее двор был распущен. Теперь бывшая принцесса считалась просто «леди Мэри, дочерью короля». Марию заставили прислуживать новорожденной сестре. Однако девушка не была бы дочерью своей матери, Екатерины Арагонской, и внучкой своей бабушки, Изабеллы Кастильской, если бы согласилась с положением дел. Екатерина Арагонская после развода продолжала настаивать, что является законной женой и королевой, а Мария по-прежнему считала себя единственным законным ребенком короля и его наследницей. Она отказывалась признавать, что брак ее родителей недействителен, а король — глава английской церкви. Мария, как и ее мать, была набожной католичкой. Ее принципы не позволяли ей согласиться с новым положением вещей.