И спасет нас всех только любовь. Классический фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином»
2 февраля в российский прокат выходит шедевр Вима Вендерса «Небо над Берлином». После восьми лет жизни и работы в США он вернулся в Западную Германию, чтобы проанализировать состояние немецкого послевоенного общества. О том, какой выход из национального кризиса находит режиссер, — в материале «Сноба»
Одним абзацем
«Небо над Берлином» Вима Вендерса — это плод европейского интеллектуального кино второй половины XX века, поиски смысла жизни после Второй мировой войны. Эстетически Вендерс вдохновлялся движением документального кино cinema vérité и кино отчуждения Микеланджело Антониони, чтобы показать отчаяние немецкого общества через мысли случайных прохожих и ангела Дамиэля, живущего в бесчувственном черно-белом мире. Выхода из мира отчаяния два — искусство и любовь.
Подробно
«Небо над Берлином» — один из тех запутанных фильмов, который благодаря усилиям исследователей кино стал популярным. Где-то рядом с ним стоит «Восемь с половиной» (1963) Федерико Феллини и «Малхолланд Драйв» (2001) Дэвида Линча — картины, более или менее успешно нащупывающие новый язык и смыслы. Произведение Вендерса очень тяжело анализировать, потому что оно богато культурно и эстетически. Вендерс за два часа и десять минут рисует портрет Берлина конца 1980-х и рассказывает две большие истории: немецкой нации, переживающей последствия Второй мировой войны, и ангела Дамиэля (Бруно Ганц), променявшего вечность на земную любовь.
Чтобы понять эстетику картин Вима Вендерса, надо обратиться к истокам его творчества. Хотя его относят к многочисленным режиссерам немецкой новой волны (Райнер Вернер Фассбиндер, Фолькер Шлёндорф, Маргарете фон Тротта, Вернер Херцог), Вендерс впитал в себя лучшее от французских, американских и итальянских интеллектуалов 1960-х годов. Его визуальную эстетику определил Микеланджело Антониони, мастер кино отчуждения и чувственной изоляции. В своих работах он осмысляет интеллектуальный послевоенный