Курсом на восход
Яхтенный туризм набирает все большую популярность в России. Но этому виду отдыха присущи и проблемы: неразвитая инфраструктура, дороговизна покупки и аренды яхт, суровый климат на большей части территории страны. Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд.
Яхтинг долгое время рассматривался у нас только как спорт. Его продолжают курировать национальные и региональные федерации, занимающиеся подготовкой будущих чемпионов. При этом за последние годы появилось большое количество любителей этого вида активного отдыха на воде. Все это чем-то напоминает историю развития горнолыжного туризма. Как выяснилось, совсем не обязательно участвовать в соревнованиях, чтобы получать удовольствие от катания с горы. Лыжи и сноуборды стали доступны любителям всех возрастов, а склоны и подъемники теперь оборудуют не только в горах, но и в Центральной России.
С чего начать?
Мое знакомство с парусом было, можно сказать, случайным. Я собирался учиться на права на маломерное судно, к которым, как известно, относятся лодки и катера до 20 метров длиной. В московской школе «Морская гавань» мне предложили пройти обучение сразу на моторное судно, гидроцикл и яхту (парусное судно). Онлайн-уроки стоили в 2,5 раза дешевле, чем занятия непосредственно в школе, – около 7 тыс. рублей вместо 17 тыс. Насмотревшись видеороликов и выучив все билеты, я с первого раза сдал теоретический экзамен в ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам). Вся процедура напоминает экзамен на водительские права в ГИБДД, благо представитель школы помогал с оформлением всех необходимых документов. Серьезная комиссия из трех человек в черной форме ВМФ не делала поблажек, и многие уходили ни с чем. Практическая часть экзамена оказалась еще сложнее.
Где лучше учиться?
В интернете можно найти десятки школ, которые предлагают пройти у них курсы по обучению на права ГИМС. Нужно помнить – экзаменационные билеты у всех одинаковые, и рано или поздно вы их запомните и сдадите. Самое главное – научиться управлять судном, пусть это катер или гидроцикл. На эти два плавсредства хватает обычно одного-двух занятий. Учат швартоваться, то есть грамотно подходить и причаливать к берегу, и спасать утопающего. Сдача экзамена проходит на резиновой лодке с мотором, поэтому и тренироваться лучше на такой же. Практический экзамен я сдал только с третьего раза: то буй, изображающий утопающего, давил, то лодку неправильно швартовал. В итоге я учился у разных инструкторов в разных клубах, отрабатывая эти, казалось бы, простые упражнения до автоматизма. Но сложнее всего было освоить парусную яхту.
Пропуск на яхту
При первой же встрече с сотрудником ГИМС, единственным принимающим экзамен «на парус» в Москве, и запись у которого чуть ли не за месяц, стало понятно, что тут двумя занятиями не отделаешься. Не менее 10 выходов с инструктором на воду было его рекомендацией для нас, новичков. «Где вас учили? Кто вам такое сказал? Утопить лодку и людей на ней я вам не позволю!» – в сердцах сказал Кирилл Анатольевич. Чтобы сдать экзамен, вы должны уметь ставить паруса, отходить от причала, подходить к нему, швартоваться, совершать повороты оверштаг и фордевинд (да, эти названия нужно знать как дважды два). Примерно столько персональных занятий мне и понадобилось, чтобы хоть немного овладеть навыками управления парусным судном, запомнить необходимые термины и названия. Этого хватило, чтобы в итоге получить заветный зачет и через пару недель права, но совсем не означало, что я готов к самостоятельному выходу на воду и – тем более – что я стал капитаном судна.
Заграница не поможет
Нужно понимать, что без прав на управление маломерным судном, которые выдает ГИМС, вы не можете выходить самостоятельно на воду, будь то река или море. Вас могут в любой момент остановить и при отсутствии документов привлечь к административной ответственности, а судно отправить на штрафстоянку. Предлагаемые некоторыми школами Международные яхтенные права IYT (International Yacht Training) «за 10 дней без специальных навыков и опыта» означает лишь приобретение вами сертификата частной компании, которая находится в Канаде. Есть еще сертификат RYA Королевской яхтенной ассоциации, который выдается в Великобритании и некоторых других странах. Преподавание и экзаменация по системе RYA ведутся только на английском языке, а их сертификаты признаются многими чартерными компаниями за границей. Но эти бумаги не дают вам никаких прав на территории России. – Помню, один мужик гордо рассказывал мне, как он получил аналогичный сертификат после обучения на популярном турецком курорте Мармарисе, – поведал мне забавную историю мой учитель по яхтингу. – Я, говорит, капитан, я все умею. И вот он пытается зайти на швартовку в яхт-клуб и врезается