Хеппи-эндов не будет. Кто станет русским Netflix и возродит ли великий русский роман
Приход Netflix убивает кино в виде, котором его придумали братья Люмьер. На смену идет кино более сложное. На Западе за право показывать его развернулась настоящая битва. В России лидерами на этом рынке могли бы стать структуры «Яндекса», МТС и Сбербанка.
За три года до того, как братья Люмьеры начали историю кинематографа, аналогичное изобретение было сделано великим американским изобретателем Томасом Эдисоном. Он, будучи большим любителем оперы, сначала изобрёл фонограф, а затем и создал свой кинематограф — звуковой. Но его изобретение было рассчитано лишь на одного зрителя. Надо было прикоснуться глазом к окуляру, посмотреть на движущиеся картинки и услышать звук, который раздавался из фонографа, стоящего рядом.
Но победила концепция Люмьеров. Почему? Благодаря большому числу общественных процессов, с которыми совпало изобретение кино, вернее, изобретение способа его просмотра — коллективного переживания в кинозале. Именно такое «кино» оказалось востребованным в эпоху колоссальных миграционных волн, эпоху создания и роста мегаполисов, эпоху появления новых общественно-политических моделей (тоталитарных и демократических). Характер и эффективность влияния кино на умы и, главное, сердца зрителей именно политики оценили быстро.
Неслучайно диктаторы стали самыми большими «любителями» кино. Даже его продюсерами. И Муссолини, и Гитлер, и Сталин сами придумывали сюжеты и темы, запускали в производство, смотрели, монтировали, цензурировали, запрещали и выпускали фильмы.
Что изменилось с появлением стриминговых платформ?
В 2007 году компания Netflix была известна единицам — тем, кто покупал или брал в аренду DVD. Это был бизнес Netflix. Прошло чуть больше 10 лет, и сегодняшнее время можно назвать эпохой компании Netflix. Что произошло? Рид Хастингс, владелец и CEO компании, первым придумал стримить зрителю контент, то есть предложил смотреть в онлайне то, что ты хочешь, в тот момент, когда у тебя появляется желание. А Тед Сарандос, второе лицо компании, придумал, какой оригинальный контент нужен компании для того, чтобы привлечь внимание. И увеличить подписку.
По факту эти два человека создали тот феномен, который сегодня называется стриминговыми платформами, радикально изменив потребительское поведение. Спустя 100 лет после изобретения кинематографа победила концепция Эдисона. Теперь мы смотрим фильмы в одиночестве: дома, в машине, в метро, — везде, где нам удобно, смотрим на любом гаджете – на iPad, на iPhone, на компьютере.
А это означает, что огромное количество ограничений, которые в свое время влияли на кинематограф и телевидение, сформировали его в виде, в котором они существовали до настоящего момента, устранены.
Исчезли законодательные ограничения, жестко регламентирующие эфирное бесплатное телевидение. Контент, производимый для всех стриминговых платформ и платных сервисов объединяет одно: он категорически не может быть похож на контент телевизионного бесплатного эфира. Сериалы Netflix всегда 18+, то есть содержат мат, наркотики, насилие, секс — степень откровенности определяют шоураннеры в каждом отдельном случае, но с каждым годом грани дозволенного расширяются. Это связано не только с желанием авторов рассказывать свои истории максимально аутентично, но и с нежеланием зрителей платить за контент, который они могли бы бесплатно посмотреть по телевизору.
В онлайне можно без хеппи-эндов, можно убить главного героя, можно рассказать сложную историю с объемными и противоречивыми героями. Стриминговые сервисы дают возможность всерьез и бескомпромиссно говорить о людях, о жизни, о драматичных перепитиях, вызовах и обстоятельствах борьбы за достоинство, успех или выживание. На платформе есть возможность остро и без экивоков «проговорить время» — попытаться его услышать и понять.
Отличный пример: за индийский рынок боролись Netflix и Amazon, приступили к производству контента, Amazon сделал все хорошо, но в соответствии с местным законодательством (а там есть официальная цензура: нельзя секс, насилие, есть стейки и т.п.). А Netflix понял, что закон написали, когда не было онлайна и закон не контролирует интернет. И они сделали сериал под названием «Священные игры», в котором происходит все то, что запрещает цензура: страшные убийства, правительственная коррупция, секс, насилие, алкоголь и даже едят стейки (напоминаю, коровы — священные животные). Сериал завоевал Индию. Впервые индийская аудитория увидела что-то жестко нарушающее правила. И очень похожее на реальную жизнь.
Кроме того, устранено ограничение в хронометраже контента. Формат двухчасового фильма родился, потому что кинотеатры не хотели показывать фильмы хронометражем более двух часов (чтобы большое количество оплачиваемых сеансов проходило в течение дня).
Когда вы смотрите фильм дома и вам он нравится, вы можете смотреть его и 10 часов, и 20. А если вам интересно, то и 100. А это означает, что пришла новая эпоха сериалов (экранных романов) в стриминге. И создавать эти сериалы начали лучшие авторы, режиссеры, продюсеры, актёры, пришедшие из киноиндустрии — все те, кто долгие годы избегал работы для эфирного телевидения. Простите за пафос, но все же позволю себе сказать: на наших глазах произошло второе рождение великого американского романа.