Григорий Константинопольский: «Мне десять лет никто не давал ничего снимать!»
В этом году Григорий Константинопольский получил приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре» за фильм «Русский бес». Предваряя выход картины в прокат, мы задали Григорию десятка полтора вопросов и получили примерно столько же ответов.
Говорить о том, почему мое кино не соберет денег в прокате, мы не будем.
Давай тогда поговорим о том, почему ты решил соединить Достоевского и Брета Истона Эллиса в одном пространстве.
Случайно как-то соединились. Когда-то давно я смотрел фильм «Американский психопат», и мне пришла идея в голову сделать перевертыш этой вещи. Смешная идея. Посмеялся и забыл. Но она так у меня жила, жила. Потом взял и написал.
Перевертыш в том смысле, что какие-то реалии можно заменить на российские?
Я говорю об аттракционе, если вдруг непонятно, что значит перевертыш. Мы считаем историю немного заурядным фильмом о маньяке-убийце, а потом оказывается, что он никого не убивал, что он добропорядочный гражданин и убивает только в своей голове. И все его товарищи, и все его друзья, с которыми он находится в баре, большинство вот этих яппи американских, они убийцы и есть. Мне пришла идея сделать перевертыш. Я говорю только про аттракцион как средство для того, чтобы держать внимание публики, сделать интересной эту историю.
В фильме несколько раз звучат высказывания на тему девяностых. Почему она до сих пор важна?
Ну... Потому что это то время, в котором мы до сих пор пребываем. Меня вот часто обвиняют незрелые люди, что я остался в девяностых. А мне кажется, ничего не поменялось. Ну, внешне, может быть: появился Интернет, появились айфон, «Фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)». В мировоззренческой системе ничего не поменялось.
Можно ли считать, что это ответ людям, которые обвиняют тебя в несовременности?
Ну да, но я как-то особо им ничего не отвечаю. Вы спросили, я ответил. А если меня кто-то в чем-то обвиняет...
Хорошо, не обвиняют, просто говорят.
Мы снимали на частные деньги, денег этих было две с половиной копейки...
Сто тысяч евро от продюсера Андрея Новикова и то, что вы собрали на краудфандинговой платформе «Планета» на сцену ограбления банка?
Ну да. Мало-мальски знакомый с кинопроизводством человек понимает, что профессионально работать с такими деньгами невозможно. Это самодеятельность. Просто самодеятельность бывает разного уровня. Эта высокого уровня самодеятельность. Но, с другой стороны, я видел столько невысокого уровня самодеятельности за большое количество денег... Но это уже другой вопрос.
Правда ли, что большинство актеров играли без гонораров?
Да.
Вообще все?
Нет, кому-то я платил, например артистам массовых сцен, но артистам не платил. Но изначально объяснил им ситуацию: что у меня есть хорошая вещь, но денег мало. Все меня поддержали.
Никто не отказался? Кроме замены Никиты Ефремова на Ивана Макаревича в главной роли?