Русская душою
Какова она – фольклорная героиня – и как много у нее общего с современной русской красавицей?
Тонкий стан, белая кожа, алые губы, румяные щеки, соболиные брови и коса до пояса – собирательный образ красны девицы прочно закрепился в нашей голове. Однако, если обратиться к сборникам сказок и былин, вы не найдете точных признаков внешности царевен. Зато точно обнаружите фразу «Ни в сказке сказать, ни пером описать».
«На страницах книг нет никаких подробностей. Василиса Прекрасная – и точка! – говорит Анастасия Постригай, искусствовед, блогер, основательница онлайн-школы по изучению истории искусства Op Pop Art. – Наши представления о внешности красавиц сформировали скорее художники, чем сказания. Например, вспомним картину Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»: герой обнимает девушку, она худенькая, в богатом платье и нарядном головном уборе, у нее шикарные золотистые волосы, которые ветер поднял вверх, – как на снимке в модном журнале. На иллюстрациях Ивана Яковлевича Билибина Василиса выглядит попроще: крестьянское платье, украшенное лишь вышивкой и недорогими бусами, длинная золотая коса перевязана тряпицей, на ногах крестьянские лапти. Но она посмелее «подруги» с картины Васнецова. Та девушка покорно жмется к груди Ивана, а эта бесстрашно идет в ночной лес с черепом-фонариком в руках». В древних сказках женский персонаж зачастую умнее и активнее, чем условный Иванушка, царевна обладает магическими силами и заставляет главного героя пройти смертельные испытания, например искупаться в кипятке, а второстепенных может запросто обезглавить.
Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о царе Салтане» описывает героиню также общими словами. Мы не знаем, какого цвета ее глаза или волосы, но можем быть уверены в ее красоте, плавной походке и приятном голосе. «Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выступает, будто пава; сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Фольклорист Варвара Добровольская подтверждает эту теорию: «В сказке создается стереотипный портрет без подробностей. В чем мы точно уверены, так это в том, что у нее «длинная коса – девичья краса». Иногда бывают какие-то чудесные элементы портрета героини. Например, «мозжечок из косточки в косточку переливается». Мы можем предположить, что ее кожа очень тонкая и мы видим все внутренности. Сложно сказать, красиво это или нет. Но сказочник считает это показателем необыкновенной внешности».
«Исследователи русской культуры скажут, что русская красавица многолика, в российских губерниях были расхожие стандарты красоты, хотя пышные и дородные фигуры ценились везде, – рассказывает фольклорист, исследователь народного костюма Варвара Зенина. – Если стараться привести все это к общему знаменателю, то идеал женщины в то время звучит так: монументальная фигура, румяная полнотелая красотка, в таком же многослойном и многозначительном во всех смыслах одеянии (на Русском Севере в праздничное время девицы могли носить до 10 сарафанов одновременно!), «целое житье на нее положено»: бусы-янтари, серебряные серьги с драгоценными камнями, перстни, расшитый