Альпийские рудокопы бронзового века полагались на доставку продуктов из соседних поселений
Горняки и металлурги, жившие в Альпах в бронзовом веке, не занимались производством продуктов питания, а полагались на доставку пиши из соседних земледельческих поселений, выяснили исследователи, изучавшие растительные остатки, найденные при раскопках поселения рудокопов Приглиц-Гастайль в Австрии. Результаты исследования показали, что жители поселения употребляли в пищу злаковые — просо, ячмень и могар, а также дикорастущие плоды, ягоды и орехи. Археологи не обнаружили следов первичной обработки злаков, и это может говорить о том, что зерновыми продуктами горняков снабжали местные земледельческие поселения, говорится в статье, опубликованной в PLoS ONE.
Первые свидетельства добычи меди в Альпах датируются эпохой позднего неолита. С металлообработкой были знакомы носители археологических культур конца IV тысячелетия до нашей эры — Пфин на северо-востоке современной Швейцарии и Мондзее в Верхней Австрии. В восточных предгорьях Альп добыча медной руды распространилась значительно позднее: археологические находки, содержащие признаки древней горнодобывающей деятельности, относятся к эпохе поздней бронзы.
По-видимому, уже в бронзовом веке металлурги и горняки образовали особую прослойку общества, которая не занималась производством продуктов питания, задачу обеспечения этих людей взяли на себя местные общины скотоводов и земледельцев. Археологи выяснили, что основой мясного рациона в это время была свинина: об этом говорят многочисленные костные остатки, найденные не только вблизи древних рудников, но и в поселениях бронзового века, связанных с добычей соли. Изучение этих остатков показало, что животные, вероятнее всего, выращивались не в гористой местности, а на равнине, следовательно, их пригоняли (или привозили мясо) в поселок горняков издалека.
Сложнее обстояло дело с установлением источников растительной составляющей рациона древних рудокопов и литейщиков. Археоботанические остатки, на основании которых ученые могли бы судить о составе и происхождении растительных продуктов, были либо немногочисленными, либо изучались недостаточно углубленно, как, например, фрагменты обугленного хлеба из городища в Клингльберге (Зальцбург).