Интервью
Кубок огня
Председатель совета директоров Альфа-Банка Петр Авен и спортивный топ-менеджер Герман Ткаченко встретились, чтобы обсудить сборную по футболу и Кубок конфедераций.
С 17 июня по 2 июля в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи футбольные сборные восьми стран мира (включая нашу) сражаются за Кубок конфедераций. Этот турнир — нечто вроде генерального прогона перед ЧМ 2018. Чтобы понять, как к нему относиться, GQ позвал двух очень разных людей, которых объединяет одно — любовь к игре. Петр Авен больше пятидесяти лет появляется на трибунах стадионов в цветах «Спартака» — любимого клуба, который он едва не купил. Герман Ткаченко, президент компании ProSports Management, когда-то был владельцем самарских «Крыльев Советов», теперь же стал агентом Федора Смолова, лучшего снайпера двух последних сезонов Премьер-лиги.
GQ Поздравляю вас, Петр Олегович, с чемпионством «Спартака».
Петр Авен: Спасибо.
Герман Ткаченко: В списке причин, по которым «Спартак» наконец стал чемпионом, одной из первых должна быть позиция господина Авена по отношению к «Спартаку». Объявив о своем желании купить клуб, он создал некую мотивационную среду вокруг сегодняшних хозяев «Спартака».
Мотивационная среда — в смысле намек владельцам, чтобы они, в случае чего, отошли в сторону?
ГТ: Чтобы чувствовали конкуренцию и старались бы лучше.
Разговор о Кубке конфедераций в России неизбежно приводит нас к теме российского футбола в целом. И эта тема связана с определенными ожиданиями. В прошлом году Леонид Слуцкий, тогдашний тренер сборной, советовал в принципе от сборной ничего не ждать. Потому что мы далеко не на вершине рейтинга и наше желание быть во всех финалах не подтверждается цифрами.
ПА: Мне легче говорить про банк, а не про футбол в целом. Альфа-Банк в рамках Кубка конфедераций — партнер FIFA, а не сборной России. Как банкир я сохраняю нейтралитет. Но как российский гражданин и многолетний болельщик сборной я, конечно, хочу верить в успех. Мне кажется, если Кубок конфедераций поможет становлению сборной, это уже много. Команда меняется, появляются новые игроки… В общем, я бы особо не размышлял о результате на предстоящем Кубке.
ГТ: А я бы дал здесь оценку слов Слуцкого. Они были произнесены перед турниром — чемпионатом Европы. Таким образом он попытался управлять ожиданиями болельщиков и футболистов. А после турнира повторил эти слова уже в оправдание. Вообще, сам по себе рейтинг — это аттракцион, не нужно обращать на него большое внимание. Очень бы хотелось, чтобы и специалисты рассуждали так же, как Петр, — про помощь Кубка конфедераций в становлении сборной. Но в то же время чем такой турнир отличается от Лиги чемпионов, например? Лига длится целый год. А здесь двухнедельный турнир. Нельзя идти на него с мыслью, что мы 62‑е в рейтинге и нам ничего не светит. Нужно думать, что за эти две недели может случиться все что угодно. Если мы приложим сверхусилия, может произойти чудо. В прошлом году из-за Слуцкого сборная приехала с чувством обреченности. А сейчас важно правильно управлять ожиданиями всей страны. В принципе, футбол как бизнес — только продают в нем страсть и страдания. Мы торгуем страданиями!
Прошлым летом Альфа-Банк стал первым региональным спонсором Кубка конфедераций, а также чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Зачем это вообще было нужно?
ПА: Это бизнес. Привлечение клиентов, большая реклама для банка, демонстрация наших возможностей. В этом нет никакой благотворительности.
ГТ: Круто, что большой российский бренд будет ассоциироваться с мировым событием. Это всегда приятно.
ПА: И кроме того, это впервые в истории. Ни один российский банк или финансовый институт в такой роли не выступал никогда.
Мне кажется, когда вы говорите, что это чистый бизнес, вы немножко лукавите. А личного тут ничего нет? Для вас, человека, который много лет ходит на футбол?
ПА: Это решение менеджмента банка. Да, я участвовал в обсуждении, но банк — большая организация, личные пристрастия одного человека решающей роли точно не играют.
Все равно люди, зная, что вы болельщик со стажем, будут совмещать это в голове. Аудитория будет считать, что это…
ГТ:…наверняка тоже часть бизнес-плана! И чем больше люди будут об этом думать, тем лучше.