Николай Усков – главный редактор GQ, 2004‑2012

GQРепортаж

Есть просто вкус, азарт и трудолюбие

Николай Усков (главный редактор GQ, 2004‑2012)

Рената Литвинова. Октябрь, 2004.

Я почему-то сразу был уверен, что буду делать GQ. Помню хорошо этот день, точнее вечер, а может, и ночь. Я редактировал Men’s Health, в то время, наверное, главный журнал для новых русских яппи. Мы, как тогда было принято, вечно засиживались допоздна. На столе, заваленном разнообразным редакционным хламом, лежал кем-то забытый номер русского GQ c футболистом Шевченко на обложке. Опустошенный придумыванием смешного заголовка для очередной статьи о жиросжигании я углубился в чтение. Тот номер мне совсем не понравился, хотя идея журнала для джентльмена меня увлекла. В стране выросло новое поколение людей. Я сам принадлежал к этому поколению. Мы устали от дискурса и пафоса шестидесятников, доминировавших в российской культуре, политике и медиа, от боготворимой ими водки, их бесформенных костюмов, словно сшитых для плавания брассом, от слова «мужики», от тупоносых ботинок и свитеров в катышках. Даже характерный для бумеров культ секса казался чем-то архаическим.

Самоопределение поколения всегда начинается с языка и одежды. «Джентльмен» — не мужчина или по крайней мере не только мужчина. Культура в джентльмене важнее биологии. А одежда — не способ прикрыть наготу, причем с принятой тогда у мужчин нарочитой небрежностью, а важное заявление, послание или «месседж», как тогда еще не говорили. Чувство собственного достоинства просто не позволяет джентльмену относиться легкомысленно к чему бы то ни было — одежде, манерам, этикету. Вслед за Бродским, шестидесятником, чуждым своему поколению (гений всегда больше поколения), я чувствовал, что этика и эстетика — вещи глубоко взаимосвязанные.

Андрей Шевченко. Сентябрь, 2001.

Тогда, той ночью, больше ничего не случилось. Я просто запомнил буквы GQ. Я даже не знал, что такое Condé Nast. Я вообще мало что знал о современных медиа. Еще недавно моя жизнь протекала между VII и XI веками, которыми я занимался как историк и преподаватель кафедры средних веков МГУ. Даже став главным редактором Men’s Health, я не особенно задумывался о своем будущем. И продолжал читать латинские тексты между редактурой статей про качалку, ликопины и тактику соблазнения. Я хорошо понимал, что эта работа занятна и довольно комфортна — я уже купил трехлетний BMW, — но слишком гротескна для крупного специалиста (в то время единственного в России) по истории средневекового западного христианства.

Я не посылал свое резюме в Condé Nast. Я вообще не собирался делать карьеру в медиа. Но мир тогдашнего глянца был тесен. И однажды, на приеме, кажется, в итальянском посольстве, я оказался за одним столом с Кариной Добротворской, тогда главным редактором журнала AD, легендарного интерьерного бренда Condé Nast. Не знаю, что именно расположило Карину ко мне, моя экстравагантная розовая рубашка под строгой черной двойкой или вопрос историка христианства «Ну и как вам в аду?». Я же был потрясен не только ее лукавыми глазами, быстротой мысли и точностью речи, но больше тем, что она кандидат наук, как и я. Оказывается, кандидаты наук тоже могут жить в аду, подумал я. О чем подумала она, я ее никогда не спрашивал. Прошло совсем немного времени, и генеральный директор Condé Nast, тогда австралийка Робин Холт, пригласила меня на встречу в известное кафе в Камергерском переулке. На мой вопрос, как я ее узнаю, ассистентка ответила: «Это будет самая элегантная дама в кафе».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир под их сапогом Мир под их сапогом

Как семейство Аньелли управляет миром

GQ
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
2001 год: как это было 2001 год: как это было

Конец независимого телевидения, гремит «Тату», космическая эра идет на дно

GQ
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Вид сверху: как и зачем кино летает над землей Вид сверху: как и зачем кино летает над землей

Фильмы о полетах и пилотах

GQ
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Евгений Миронов Евгений Миронов

15 мыслей Евгения Миронова

GQ
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
15 мыслей Игоря Бутмана 15 мыслей Игоря Бутмана

Игорь Бутман — о возрасте, тишине, кино и Моргенштерне

GQ
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Best of the Best Best of the Best

Вспоминаем лучших из лучших — номинантов на премию GQ Men of the Year

GQ
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
То, что я могу делать сам То, что я могу делать сам

В теорию малых дел верят не все, но наши герои считают, что и один в поле воин

Psychologies
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Несравненный Несравненный

Журналист объясняет, как из мальчика вырос мужчина, который называет себя львом

GQ
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Медленно, но верно Медленно, но верно

Найти свой рабочий ритм, следовать ему и при этом все успевать

Psychologies
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих

Клопы-хищнецы научились обманывать жертв, заманивая их в ловушку

N+1
Баффетт-шоу Баффетт-шоу

Как выжить в условиях тарифных войн

Деньги
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
Ливановы Ливановы

Ливановы: три поколения актеров и лучший Холмс по версии Елизаветы II

Караван историй
Излучение квазара подавило звездообразование в галактике из ранней Вселенной Излучение квазара подавило звездообразование в галактике из ранней Вселенной

Молекулярный газ ранней Вселенной разрушается под действием излучения квазара

N+1
Как бренд косметики с маркетплейсов зарабатывает миллиарды за счет штата блогеров Как бренд косметики с маркетплейсов зарабатывает миллиарды за счет штата блогеров

В 2024 году VOIS первой в России стала нанимать блогеров в штат

Forbes
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем

5 комиксов о природе, смыслах и самопознании

Правила жизни
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
«Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек «Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек

В «Звуке падения» уживаются камерное пространство и масштабное время действия

Forbes
Открыть в приложении