Сперма на грани исчезновения

GQЗдоровье

Без роду без семени

За последние пятьдесят лет количество сперматозоидов сократилось в два раза. В будущем это приведет нас к тотальному бесплодию, буму врожденных болезней и золотому веку искусственного оплодотворения. GQ выяснил, как химические корпорации выжимают из мужчин все соки.

Текст Daniel Noah Halpern

Мужчины Земли обречены. В этом нет ничего удивительного. Каждое столетие мы выдумываем, а потом совершаем немало саморазрушительных глупостей. Но интересно другое: теперь мы всерьез решили прихватить с собой еще и женщин.

Доказательств того, что мужчины подвержены риску ранней смерти в большей степени, чем дамы, всегда было хоть отбавляй. Начиная с каменного века мы использовали любой шанс внезапно помереть — от затаптывания мамонтом, удара по голове шипованной булавой, случайного выстрела при чистке охотничьего ружья или просто от ожирения и сердечного приступа. Кроме этого мужчины уходят в мир иной в среднем на пять лет раньше женщин: на каждую пару 85‑летних бабушек приходится один дедушка; статистика среди других возрастных категорий не лучше: младенцы мужского пола умирают чаще младенцев-девочек, и то же касается дошкольников, подростков, юношей и мужчин средних лет. Мы бессменные чемпионы по смерти во всех категориях. Но, как выяснилось, простой ранней смерти нам мало — скоро мужчины утянут за собой все человечество.

Прошлым летом группа ученых из Еврейского университета в Иерусалиме и медшколы Маунт-Синай в Нью-Йорке опубликовала результаты своих исследований. Их показатели наглядно демонстрировали, что количество сперматозоидов в эякулятах жителей США, Европы, Австралии и Новой Зеландии за последние 40 лет снизилось более чем на 50 процентов (показателей других стран недостаточно для серьезных научных выводов, но, скорее всего, они тоже попали в тренд). Проще говоря, мы производим вдвое меньше сперматозоидов, нежели наши деды. Мы вполовину менее плодоносны, чем они.

Совместный доклад Еврейского университета и медшколы Маунт-Синай — это научная работа, подводящая итоги 185 исследований эпидемиологов, практикующих врачей и ученых; в них приняли участие 43 тысячи мужчин (и триллиарды их сперматозоидов). Главный вывод доклада состоит в том, что человечество встало на прямую дорожку к закату воспроизводства. С 1973 года по 2011‑й среднее количество сперматозоидов упало с 99 миллионов на миллилитр спермы до 47 миллионов, и этот упадок продолжается в геометрической прогрессии. Что ждет нас еще через 40 лет — круглый ноль животворящего семени на миллилитр злосчастной спермы?

Я позвонил эпидемиологу Шанне Суон из Маунт-Синай, одному из авторов доклада, и спросил: мы что, действительно скоро вымрем? Есть ли хоть какой-то свет в конце тоннеля (услышав последнее, она расхохоталась как гиена). «Мне сложно что-либо прогнозировать, — немного успокоившись, ответила Суон. — Но в том, что как вид мы в опасности, нет никаких сомнений». Худший вариант развития событий — скоро нам нечем будет зачинать детей естественным способом (а потенциально — и вообще никаким), и последнее поколение Homo sapiens станет блуждать по пустующей планете, оплакивая бесцельно проведенную жизнь и распивая мировые запасы виски.

Если мы менее плодовиты по сравнению с предыдущим поколением, почему никто не обращал на это внимания раньше? Один из ответов таится в спермоизбытке, которым сопровождается зачатие: чтобы оплодотворить яйцеклетку, не нужны все 200 миллионов сперматозоидов. Но именно столько расходует потенциально здоровый мужчина. Большинство из нас способно зачать ребенка и с пониженным содержанием спермы, а тех, кто не может и этого, выручают врачи. И хотя понижение числа сперматозоидов, скорее всего, в ответе за глобальное снижение рождаемости, дикторы новостей или ведущие популярных ТВ‑передач о здоровье уверены, что все беды из-за социальных факторов. Якобы в наше время в развитых странах рожают реже и делают это в основном в зрелом возрасте.

Проблема уровня спермы в организме стоит на ученой повестке уже не одно десятилетие, понижение обсуждается минимум с 1970‑х, но до публикации доклада Суон и ее коллег считалось, что данных для глобальных выводов недостаточно. Шанна Суон и раньше занималась подобными вопросами (правда, в более скромных масштабах), а в 2015 году начала действовать решительно. Профессор объединила усилия с израильским эпидемиологом Хагаем Левином, датским эндокринологом Нильсом Йоргенсеном и еще пятью специалистами; вместе они провели систематический сравнительный анализ всех имеющихся данных о семянедостаточности. «Хагай — великолепный ученый, он заведовал отделением эпидемиологии в армии, — говорит Суон. — У него был колоссальный опыт работы с мужчинами».

В течение года данные обрабатывали, а полученные результаты не оставили места для разночтений. С 1973 года не только спермосодержание из расчета на миллилитр понизилось более чем вдвое, но и общий объем семенной жидкости — он сократился почти на 60 процентов. Тут даже скептикам пришлось признать очевидное. Нильс Йоргенсен вспоминает, что когда он увидел результаты, то воскликнул: «Что за чертовщина!» Датчанин ожидал зафиксировать падение с последующими выравниванием и ростом. Но после того как его команда проверила цифры еще и еще раз, доктору расхотелось спорить: тенденция налицо.

Почти все специалисты, с которыми мне довелось беседовать, подчеркивали, что «пропажа спермы» — не просто дурной знак для репродуктивного будущего человечества, но и следствие более серьезных проблем с мужским здоровьем. Пониженный уровень содержания сперматозоидов — известный симптом: люди с плохим качеством семени чаще встречаются среди диабетиков, больных раком и страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Не заставило себя долго ждать и резкое падение уровня тестостерона. Его влияние на здоровье мужчины можно проследить на всех этапах жизни, начиная с внутриутробного периода и заканчивая поздней старостью.

Один из главных признаков сексуальной идентичности любого человека — анально-генитальное расстояние. Этот показатель полностью соответствует своему названию и обозначает расстояние между анусом и половыми органами. Мужское АГР в среднем в два раза больше женского. Низкий уровень тестостерона приводит к укороченному АГР, а вместе с тем в семь раз увеличивает вероятность бесплодия, крипторхизма (неопущение яичек в мошонку), появления опухолей тестикул и крошечного пениса. «По нашим наблюдениям, — продолжает Суон, — уровень полового различия тоже нехило притормаживает». Мало того что мужчины производят мало качественной спермы — они становятся чуть меньше мужчинами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всё про па Всё про па

Интервью Михаила Зыгаря с Николаем Цискаридзе

GQ
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Маск, я вас знаю Маск, я вас знаю

Что связывает Илона Маска с Россией, кроме космической гонки

GQ
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Взгляд с экрана Взгляд с экрана

Айфон уже следит за вами

GQ
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
«Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?» «Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?»

Борис Николаев о военных кампаниях на Северном Кавказе, службе в спецназе и вере

Монокль
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Победа и Наука. Взгляд из Сибири Победа и Наука. Взгляд из Сибири

Война стала высшей точкой слияния науки и государства

Знание – сила
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Идем по циклу Идем по циклу

Что в менструальном цикле считается нормой, а когда требуется внимание

Лиза
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Открыть в приложении