Голос жертвы: вышел фильм об Анастасии Ещенко, убитой историком Соколовым
9 июня этого года должен состояться суд над доцентом исторического факультета СПбГУ Олегом Соколовым, который в ночь с 7 на 8 ноября 2019 года убил свою бывшую студентку Анастасию Ещенко, а затем расчленил тело и попытался утопить в Мойке. Несколько дней назад на видеосервисе Premier вышел документальный фильм «Приглашение на бал. Жертвы русского Наполеона». И, похоже, это первый в России документальный фильм, который показывает эту трагедию именно так, как должно ее показать.
Детали этой трагедии очень трудно забыть: утром 9 ноября 2019 года проезжавший по набережной реки Мойки таксист заметил барахтающегося в воде мужчину и вызвал спасателей. Когда мужчину извлекли из воды, выяснилось, что он находится в состоянии сильного алкогольного опьянения. В поисках документов открыли его рюкзак (по другим данным - пакет), в котором обнаружились отрезанные женские руки.
Этим мужчиной был кандидат исторических наук, доцент СПбГУ, кавалер ордена Почетного легиона и знаменитый реконструктор Олег Соколов. В ночь с 7 по 8 ноября он убил свою бывшую студентку Анастасию Ещенко, с которой прожил почти пять лет. Убил, а затем спрятал тело в шкаф и позвал гостей. После веселого вечера в кругу друзей Соколов взял пилу, отпилил Насте голову, руки и ноги, спрятал туловище и ноги в пакет - и выбросил в Мойку. Второй заход со страшной ношей закончился для историка падением в воду.
В больнице, куда Соколова доставили с переохлаждением, он признался в убийстве и рассказал, кто его жертва.
Вернемся ненадолго в наши дни: совсем недавно в медиа и социальных сетях велись ожесточенные дискуссии, вызванные публикацией портала DOXA (студенческий журнал НИУ ВШЭ) о сексизме и домогательствах на филологическом факультете МГУ. Портал, не называя имен, обвинил преподавателей (мужчин зрелого, если не сказать пожилого возраста) в злоупотреблении властью и харассменте по отношению к студенткам.
Общественная дискуссия, развернувшаяся вслед за этим, ясно показала: увы, но понятие харассмента для многих все еще терра инкогнита. Многие не видят никакой проблемы в однозначном дисбалансе власти: преподаватель и студентка никогда не будут в равных отношениях - до тех пор пока он преподает ей либо имеет иные рычаги влияния на ее успеваемость. "Равные отношения двух совершеннолетних людей", о которых говорили защитники преподавателей, невозможны в ситуации этого дисбаланса, как они невозможны между начальником и подчиненным, учителем и учеником, врачом и пациентом, психотерапевтом и клиентом, продюсером и актером. В случае дисбаланса власти никто и никогда не может точно утверждать, действительно ли та сторона, что находится в подчинении, вступила в эти отношения добровольно. Именно поэтому такие отношения запрещены уставом очень и очень многих организаций - от школ до огромных корпораций. Но пока, к сожалению, не в России.
Впрочем, чтобы понять, что ни о каких "равных отношениях двух взрослых людей" речи быть не может, достаточно бегло погуглить биографию этих ученых-ловеласов: почему-то - какая неожиданность! - они совершенно не пользуются успехом у восемнадцатилетних барышень, которые от них никак не зависят. Вот буквально ни у кого в анамнезе нет романа с первокурсницей из другого университета или просто с совсем юной девушкой, с которой он познакомился, скажем, в баре или на концерте. Интересно, почему, правда?
Историк Олег Соколов был точно таким же престарелым ловеласом, рассматривающим университет как свои охотничьи угодья: у него были романы со студентками, он домогался студенток, но все считали это нормальным. Да мы вообще до сих пор считаем это нормальным. Но так быть не должно. История Анастасии Ещенко - это та самая история о дисбалансе власти и отношениях с абьюзером. И то, какой трагедией она закончилась, вполне закономерно. И это случится еще не раз, если мы продолжим считать такие вещи нормальными.
С этой точки зрения фильм "Приглашение на бал. Жертвы русского Наполеона" стал едва ли не первым документальным фильмом в России, рассказывающим о трагедии жертвы и преступлении насильника в единственно верном, единственно возможном ключе.