Гаутам Адани: как сын торговца текстилем стал миллиардером благодаря связям с властью
Гаутам Адани, самый богатый человек Азии, накопил миллиарды отчасти благодаря давним связям с премьер-министром Моди, пишет Forbes USA. Теперь его состояние сокращается из-за обвинений в коррупции и манипуляциях с акциями
В среду, 25 января, индийский миллиардер Гаутам Адани стал на $6,5 млрд беднее после того, как активистская инвестиционная фирма Hindenburg Research опубликовала разгромный отчет на 100 страниц об Адани и его группе компаний, в котором говорится о масштабных мошеннических схемах и манипулировании акциями. Hindenburg, которая сообщила, что занимает короткую позицию по компаниям Adani Group, обвинила Адани в том, что он «проворачивает крупнейшую аферу в корпоративной истории».
В ответ Adani Group опубликовала официальное заявление финансового директора Джугесхиндера Синга, который отрицает эти обвинения и утверждает, что это «злонамеренная комбинация отдельных искаженных фактов и устаревших, безосновательных и опровергнутых обвинений, которые были рассмотрены и отклонены верховными судами Индии», а также что Hindenburg не связывалась с Adani Group.
60-летний Адани, который бросил университет и отказался работать в текстильном магазине отца, а в 1988 году основал фирму по торговле сырьем, давний союзник премьер-министра Индии Нарендра Моди. Адани наращивал свое влияние параллельно с Моди и сейчас контролирует ключевые сегменты индийской экономики, включая крупнейший в Индии порт Мундра. Кроме того, он является крупнейшим оператором аэропорта страны и через семь своих публичных компаний владеет активами в области электроснабжения, производства цемента и зеленой энергетики. В прошлом году, когда падение фондовых рынков ударило по многим состояниям по всему миру, Адани стал богаче на $55 млрд, обогнав в 2022 году всех остальных миллиардеров. Даже с учетом недавней просадки в конце дня в среду его состояние равнялось $119,1 млрд, что на $112 млрд превышает его состояние в 2014 году, когда Forbes впервые обратил внимание на его связи с Моди, который тогда возглавлял родной штат Адани — Гуджарат.
Ниже — история Forbes Asia о Гаутаме Адани «Как вести дела в Гуджарате при Моди», опубликованная в 2014 году.
Мега Бахри
Когда сын индийского миллиардера Гаутама Адани играл свадьбу в приморском штате Гоа в 2013 году, список гостей включал самого богатого человека страны, а также многих видных менеджеров, банкиров и чиновников. Многие заехали накануне, чтобы поздравить молодоженов, но пропустили само празднование. Однако один высокопоставленный друг остался на два дня и присутствовал на торжествах с первой и до последней минуты. Он был добродушен и спокоен, словно любимый дядюшка. Это был Нарендра Моди, министр Гуджарата, родного штата Адани.
Адани, который владеет состоянием в $150 млрд (на 31 января 2023-го), управляет крупнейшим индийским портом, энергетической компанией и сырьевым бизнесом. Значительная часть его активов находится в Гуджарате, а администрация Моди была более щедра к Адани, чем к любому другому промышленнику.
За это время Адани арендовал у правительства 7350 га (с 2005 года) в регионе под названием Мундра в заливе Кач в Гуджарате. У Forbes Asia есть копии документов, согласно которым он заключал 30-летние возобновляемые договоры аренды по цене всего лишь от одного до 45 американских центов за квадратный метр. Он, в свою очередь, сдавал эту землю в субаренду другим фирмам, в том числе государственной компании Indian Oil Co., по цене до $11 за квадратный метр. С 2005 по 2007 год фермеры лишились не менее 1200 га пастбищ.
Согласно индийским законам, земли, предназначенные для выпаса скота, могут быть использованы для других целей, только если таких земель слишком много. Есть формула, с помощью которой вычисляется избыток. Жители деревни, расположенной в особой экономической зоне (СЭЗ) Адани, говорят, что предыдущие главы деревни отдавали пастбища тайно. Они подавали множество исков в Верховный суд Гуджарата, чтобы оспорить действия правительства. Несколько дел все еще рассматривается.
На этой дешевой земле Адани построил крупнейший в стране по объемам грузов частный порт, а также угольную электростанцию на 4620 мегаватт.
Юрист Ананд Ягник, который представляет некоторых жителей Мундры, говорит: «Ключевое положение либеральной экономики заключается в том, чтобы позволить рыночным силам играть свою роль. Тогда зачем отдавать ограниченные ресурсы промышленникам по бросовой цене, если у них есть достаточный капитал, чтобы платить по рыночным ставкам?»
На национальных выборах Моди, нужно отметить, позиционирует себя как символ возрождения индийской экономики, основываясь на своем опыте управления Гуджаратом. В феврале он выступил с речью, в которой подчеркивал преимущества большей деловой конкуренции в Индии.
На первый взгляд шумный порт Адани — пример такой торговли. Одним февральским днем два буксира тащили нагруженное судно к пристани, а в другой корабль погружали контейнеры. У одного причала готовили к отправке автомобили Maruti Suzuki. У другого в ожидании экспорта лежали горы сырья, которое добывают в этом регионе — боксит, бентонит, железная руда.
Согласно наиболее свежим данным, за время правления Моди ВВП Гуджарата рос в среднем на 13,4% в год, что опережает темпы роста национального ВВП за тот же период (7,8%). Благодаря политике Моди штат привлек инвестиции в такие секторы, как автопромышленность и солнечная энергия. Ему удалось добиться прогресса в сборе дождевой воды и ирригации и обеспечить почти круглосуточное снабжение электричеством всей территории штата. Для сравнения: за последние три года дефицит электроэнергии в Индии составлял в среднем 9%, хотя сейчас этот показатель улучшается.