«Без прошлого нет будущего»: чем живут и как работают самые перспективные молодые художники России
В рамках арт-проекта Forbes Collect мы поговорили с молодыми российскими художниками о первых продажах, выставках и смысле творчества
Искусство всегда было предметом пристального интереса Forbes. Большинство наших героев многие годы являются активными участниками арт-рынка: собирают коллекции, открывают галереи и музеи, поддерживают культурные проекты как меценаты и эксперты.
Но сегодня наш интерес обретает новые формы и новое значение. Как и любая активно развивающаяся отрасль, современное искусство и креативные индустрии играют заметную роль в мировой экономике. Тем более что во время пандемии онлайн-аукционы и ярмарки сделали искусство более «демократичным» и доступным для массового зрителя.
Как все медиа, современное искусство служит летописцем нашего настоящего, отражает настроения в обществе, состояние умов и сердец людей. Именно поэтому нам кажется важным рассказывать о российских художниках, коллекционерах и институциях, которые прямо сейчас, на глазах, создают историю, формируют отечественный арт-рынок. Эту задачу Forbes реализует вместе с Центром современного искусства «Винзавод», обладающим экспертными знаниями и многолетним опытом, в рамках нового совместного проекта Forbes Collect.
«Современное искусство использует самый актуальный язык — визуальный. У него нет границ, но с его пониманием возникает иногда дискоммуникация, которая влечет недоверие. И если в XXI веке во всем мире современное искусство — важная часть образа жизни, то в России мы примерно на полпути. Проект Collect расширит аудиторию современного российского искусства и направит все усилия на снятие барьеров между искусством и возможностью его смотреть и, главное, приобретать. Forbes Collect станет глобальной платформой, которая соединяет представителей арт-среды с бизнес-сообществом», — говорит основатель «Винзавода» Софья Троценко.
Начать проект мы решили с истории, которая наглядно демонстрирует актуальность искусства в буквальном смысле медийной повестке. Четверо молодых перспективных российских художников представили работы, созданные в контексте важнейших для Forbes тем.
- Мир во время и после эпидемии
- Новая этика: свобода или границы, фейк-ньюз и постправда
- Ощущение чрезвычайности: новый взгляд на климатические вызовы и экоактивизм
- Тема импакт (импакт — новая генеральная концепция издания)
- Пересмотр ценностей в новой реальности
- Переход от концепции личного накопительства к концепции социального воздействия.
- Новые ценности: социальная ответственность бизнеса
- Виртуализация среды
- Невозможные ранее идеи, которые становятся реальностью (в искусстве, бизнесе, науке)
Ника Черняева
Ника Черняева родилась в 1985 году в Москве. Окончила факультет социологии МГУ им. М. В. Ломоносова, позднее — Институт проблем современного искусства (ИПСИ) и «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства, училась на отделении живописи МГХПА им. С. Г. Строганова.
В 2011 году стала победительницей конкурса Martini Art Prize и получила грант на обучение в Central St. Martin’s College of Art and Design (Лондон). В том же году вошла в лонг-лист премии Курехина и участвовала в групповой выставке номинантов проекта в Санкт-Петербурге. В 2013-м участвовала в менторской программе NESTA по гранту Британского совета. В 2020-м стала резидентом «Открытых студий» «Винзавода». В феврале 2021 года в московской галерее JART состоялась первая персональная выставка Ники «Я иду тебя искать», куратором которой стал Андрей Паршиков.
«В своих работах я исследую процесс формирования индивидуальности через пережитый опыт, оставаясь верной социологическому подходу как способности замечать общее в частном. Мне близка позиция Макса Вебера, утверждавшего, что социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. Современная культура переживает переход от постмодернистской иронии к эстетике близости и участия, порождая запрос на радикальную открытость, и мне интересно наблюдать, как это новое искреннее высказывание проявляется в тех или иных сферах жизни. Знаковая система, с помощью которой я говорю об интересующих меня вопросах, — это живопись. Заниматься ею сегодня — жест практически утопический, но именно архаичность и уязвимость этого медиума делает его языком, максимально подходящим для разговора об искренности.
Следуя логике максимально искреннего высказывания, еще одним предметом моего художественного интереса является глубинное автобиографичное исследование. Так, в 2017 году появился «Проект года» — блог, в котором я подробно рассказывала о каждом прожитом дне, не скрывая всех трудностей, с которыми приходится сталкиваться современному художнику. Такая радикальная открытость предъявляет ко мне намного больше требований, чем создание отдельных художественных проектов, процесс работы над которыми я тоже подробно документирую. В настоящее время блог существует под названием «Пена дней» (penadney.blog) и является главным мета-нарративом, объединяющим все мои художественные практики».